0
1082
Газета Культура Интернет-версия

05.12.2000 00:00:00

Кладбищенский дух нового кино

Тэги: кино, сорокин, зельдович


ФИЛЬМ Александра Зельдовича "Москва", поставленный по сценарию Владимира Сорокина, ждали долго и терпеливо. Никто и не мог предположить, что так же долго и терпеливо придется его смотреть. Длинный, вялый, выморочный, он производит тягостное впечатление, вызывает скуку и раздражение. Скрупулезное внимание к вещам, деталям, застывшим лицам, фигурам, медлительность движений, неторопливость слов, взглядов героев - вся эта избыточная метафоричность выглядит скорее претенциозной, чем художественно оправданной. По-видимому, картина давалась нелегко: все время что-то не ладилось, с трудом находилось. В конце концов задуманное все же обрело форму, но при этом тяжкие усилия авторов так и кричат с экрана, оставляя ощущение, будто над картиной трудились каменотесы.

Опустошенно-оцепеневшая, никчемная, абсурдная атмосфера Москвы 90-х показана точно в такой же эмоциональной манере, что не вызывает никаких чувств, кроме отвращения. Появись "Москва" пораньше, она смотрелась бы иначе. Сегодня фильм выглядит каким-то старомодным, архаичным - со всей его навязчивой знаковостью, пустыми диалогами, "новорусским" сюжетом. Современная версия "Трех сестер", на которой настаивают авторы, утратила смысл, превратившись в набор невыносимых банальностей, граничащих с пошлостью. Не обремененные рефлексией квазичеховские персонажи похожи на мертвецов или роботов. Они неспешно перемещаются в неуютном, холодно-тоскливом пространстве, будто двигаются по кругу. Время от времени три чеховские сестры (точнее, мать и две дочери, роли которых исполняют Наталья Коляканова, Ингеборга Дапкунайте и Татьяна Друбич) пытаются выяснять отношения, коротко огрызаясь друг на друга. Иногда совокупляются с общим любовником в самых неподходящих местах. Заподозрить их в каком-либо прошлом, в сложном жизненном пути решительно нет оснований. Видимо, приехав "в Москву" и изрядно помыкавшись, они худо-бедно обжились, на волне перемен стали хозяйками ночного клуба. Отсутствие судьбы - тоже судьба? Вряд ли.

Более или менее живыми получились в фильме представители мужской половины. Уставшего от жизни врача (Виктор Гвоздицкий) до поры до времени - пока он не решится покончить с собой, бросившись с трамплина на Воробьевых горах, - удерживает на плаву давняя любовь, плодом которой стала одна из сестер - "психическая" Ольга (Татьяна Друбич), выступающая на сцене с культовыми советскими песнями. Бизнесмена-мецената (Александр Балуев), обманутого приятелем и получившего пулю в затылок, ничего на этом свете не радует, кроме обожаемого им балета. Третьему персонажу (Станислав Павлов), который умыкнул у бизнесмена чемоданчик с долларами, повезло больше: разбогатев, он женится на двух сестрах одновременно.

Любопытно, что, посмотрев "Москву", сам Владимир Сорокин признался в одном из интервью: "Я обнаружил в фильме некий кладбищенский дух". В этих словах автора сценария определенно звучит высокая оценка картины. Учитывая его общеизвестные "некрофильские" пристрастия, это более чем закономерно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
647
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
785
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
912
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
892

Другие новости