0
1306
Газета Культура Интернет-версия

16.12.2000 00:00:00

Позы эмигрантов

Тэги: опера, театр, музыка


"Зингшпиль В.А. Моцарта "Похищение из сераля" увидел свет рампы в Вене в 1782 году и сразу же снискал сенсационный успех. Театр "Геликон-опера" предлагает свою версию шедевра, прошедшего череду самых грубых переделок и мясорубку многообразных трактовок, шедевра, который в последние десятилетия долгого ХХ века часто использовали в качестве материала для анализа связей между культурами Востока и Запада и для выяснения природы межнациональных отношений".

Эти строки написаны в программке режиссером спектакля, известным критиком и переводчиком Алексеем Париным. По смыслу далее должна была бы следовать следующая фраза: "┘Но постановщики предприняли попытку освободить моцартовскую оперу от груза режиссерских штампов и вернуть ей ее первоначальный вид".

Как бы не так. Поскольку с "Похищением", как и с другими моцартовскими операми, действительно делали все возможное и невозможное, у нынешнего режиссера развязаны руки. Поэтому он решительно видоизменяет облик оперы. Концепция режиссерского театра "Геликон-оперы" в этом спектакле достигла своего апогея - возможный альтернативный лидер, дирижер, исчез как таковой. Вместо него в программке появился музыкальный руководитель, пианист Юрий Полубелов. Вместо оркестра - весьма экзотичный камерный ансамбль в составе: скрипка, кларнет, баян, виолончель, фортепиано и Марк Пекарский (с батареей всевозможных ударных инструментов). Оркестровую партитуру препарировал Виктор Высоцкий. Хора янычар нет, хоровые номера поют солисты. Действие происходит в Берлине, в ноябре 1989 года, накануне падения немецкой стены. Русские певцы, носящие имена главных героев, приезжают в Восточный Берлин петь в опере Моцарта "Похищение из сераля" и подвергаются нападкам со стороны немцев. Все два с половиной часа действия представители двух наций выговаривают друг другу все, что накопилось у них в душах со времен Второй мировой войны. Позади них сверкает зеркальная перегородка с лампочками - это берлинская стена.

В последнем действии все русские окончательно теряют чувство национального самосознания и уходят за стену. Примадонна - Констанца (Ольга Коганицкая) к концу оперы полюбила немецкого грубияна-режиссера (Йозеф Петер Керн). Вторая героиня - Блонда (Татьяна Куинджи) быстро взяла под каблук похотливого забулдыгу Осмина (Йенс Ларсен). Внимательно прислушайтесь к звучанию имени Педрильо (Константин Котельников), и вы поймете, какой дорогой пойдет герой. Наконец, Бельмонт (Марат Галиахметов) - уходит за кордон просто так, на него мотивации не хватило. Все эмигрантские перипетии иллюстрируются (не более) музыкой Моцарта.

Вот факты, дорогие читатели. Обобщать их и анализировать музыкальному критику, честно говоря, не хочется. Может, потому, что режиссер спектакля - Алексей Парин - тоже музыкальный критик, и чувство коллегиальности не позволяет вдаваться глубже в его концепцию. А может, потому, что от Моцарта в его спектакле осталось одно лишь имя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Елена Крапчатова

0
821
Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Андрей Захватов

Вечных братьев между народами нет, есть только партнеры

0
1429
Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Дарья Гармоненко

Иван Родин

"Трампофилия" в средствах госпропаганды вряд ли достигнет градуса 2016 года

0
1631
Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Иван Родин

Общественные контролеры выходят на борьбу второй раз за этот год

0
1172

Другие новости