0
959
Газета Культура Интернет-версия

19.01.2002 00:00:00

Не только возвращенцы

Тэги: фестиваль, музыка, гнесинка


Фестиваль придуман, организован и сыгран бывшими учениками Гнесинской десятилетки. Надо заметить, что большая часть этих самых учеников прославленной школы давно разъехалась по миру, и теперь им обычно трудно найти время для Москвы в гастрольном графике. Но Новый год все хотят встречать дома. В 1998 году родители фестиваля - скрипач Роман Минц и гобоист Дмитрий Булгаков - решили совместить приятное с полезным. Позвать друзей со всего мира, повеселиться на праздники и поиграть в Рахманиновском зале. Идея понравилась. Ощущение, что на сцене и в зале все, что называется, свои, стало привлекательным даже для не совсем своих. И в программах появились не только выпускники десятилетки. В этом году на четырех концертах "Возвращения" выступило около сорока музыкантов. Из заграничных гостей - английский пианист Чарльз Оуэн и ирландский композитор Эд Беннет со своим сочинением, написанным специально для фестиваля. Такой заказ "Возвращение" делает какому-нибудь композитору каждый год.

На первом концерте с названием "Из раннего" играли музыку композиторов от Бетховена до Бриттена, но написанную ими непременно в начале карьеры. Кульминацией вечера, а забегая вперед можно сказать, что и фестиваля, стало бетховенское Первое трио. Чарльз Оуэн, Григорий Асс-Леонидов и Борис Андрианов поставили, сами того не подозревая, остальных участников программ просто-таки в неудобное положение. Трио звучало свежо, весело, остроумно, безупречно качественно, интересно. Большая часть остроумных интонаций, тонких намеков, полутонов, артистизма и блеска исходила от Оуэна. Легендарное английское чувство юмора отмыло музыку венского классика от штампов, скуки и пыли, как грязное стекло. Струнники также не давали себя в обиду. Иногда перебивая рояль, иногда втираясь к нему в доверие матовым нежным звуком, иногда сообща с ним они были частью единого удивляющего целого. Наверное, это было не вполне правильным стратегическим ходом - поставить столь удачное исполнение в первый же концерт фестиваля, ведь соперничать с ним пришлось еще множеству музыкантов. В результате, несмотря на наличие еще нескольких интересных номеров, достойной конкуренции Бетховену, Оуэну, Асс-Леонидову и Андрианову так никто составить и не смог.

Второй концерт, "Отражения Стравинского", сообщал о предпочтениях композитора в мировой музыкальной литературе. Перголези, Сати, Чайковский, Веберн, сменяя друг друга, давали представление о разностороннем вкусе любимого фестивалем композитора. И в равной степени - об исполнительских пристрастиях и горизонтах возвращенцев. На концерте Роман Минц и Илья Гофман сыграли премьеру - Дуэт для скрипки и альта Артура Лурье, никогда в России не звучавший. Самым тяжелым для восприятия оказался третий вечер - "Меланхолия". Музыку, написанную композиторами, видимо, в плохом настроении, на протяжении почти трех часов слушать было довольно трудно. Ощущения (меланхолические в лучшем случае, а то и истерические, как, например, в трио Шенберга) оказались заразными. Чтобы окончательно погрузить публику в состояние уныния, заканчивали концерт почти легендарным "Свинцовым Эхом" для голоса и ансамбля солистов Леонида Десятникова. Вступившие в конце духовые инструменты и поражающее сопрано Юлии Корпачевой произвели особенное впечатление еще и потому, что стояли над залом, на балконе. Медь и раздававшиеся сверху вокальные стоны "Despair... Despair..." ввели публику в полный транс.

Последняя программа, хоть и была самой аншлаговой, самой удачной не стала. Яркое первое отделение (Моцарт, Шуберт, Брамс) было несколько смазано невнятным вторым - Капле, Оннегер, Эд Беннет. Хотя пьеса последнего приятно удивила редким для современной классической музыки сочетанием новых, порой очень остроумных идей и профессионализма. Последним номером фестиваля была "Маленькая сюита для фортепиано и двух инструментов" Оннегера - музыка интересная, но не слишком эффектная. Для завершения фестиваля хотелось чего-то более зрелищного. Например, еще раз услышать Венгерские танцы в исполнении Якова Кацнельсона и Марианны Шалитаевой. Или еще раз послушать Чарльза Оуэна.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Анастасия Башкатова

Отставание пособий от зарплат сохранится, "наказание" рублем за работу в пожилом возрасте частично останется в силе

0
892
КПРФ намерена экспроприировать нейросети

КПРФ намерена экспроприировать нейросети

Иван Родин

Предвыборную программу партии донесут до избирателей по-современному

0
624
Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Игорь Субботин

Пентагон дал ход продаже Эр-Рияду самолетов F-35

0
711
Россияне не доросли до платформенной экономики

Россияне не доросли до платформенной экономики

Ольга Соловьева

Цифровая занятость кратно уступает теневому рынку труда даже в самых богатых субъектах РФ

0
867

Другие новости