0
719
Газета Культура Интернет-версия

19.04.2002 00:00:00

Страданье вылечить страданьем

Тэги: репрессированная музыка, фестиваль, канцлагерь


Завершился музыкальный фестиваль "Репрессированная музыка". Музыканты из Израиля, Германии и России исполнили произведения композиторов, пострадавших от коммунистического и нацистского режимов. Идея была благородная, но качество музыки, увы, оставляло желать.

Единственный в своем роде концлагерь был создан неподалеку от Праги, в маленьком городе Терезин. В лагере оказались около 60 тысяч художников, поэтов, музыкантов со всей Европы. В гетто образовался крупнейший центр европейской культуры. Несмотря на то что немцы не разрешали заключенным иметь при себе книг, отбирали рукописи, в Терезине творилось невероятное: организовывались ансамбли, оркестры, исполнялись оратории Гайдна, "Реквием" Верди, ставились оперы Моцарта, Сметаны. Феномен Терезина в том, что люди в гетто черпали силы, для того чтобы выжить, в искусстве.

Но, увы, высота и благородство самой идеи фестиваля, его безусловная социальная значимость оказались несопоставимы с уровнем исполняемых музыкальных произведений. Конечно, прослушать созданную в концлагере музыку (что называется, для общего развития) интересно. Но маловероятно, чтобы она стала теперь равноправным участником иных камерных программ. Вне эмоций по поводу гибели композиторов она теряет силу и оригинальность. Правда, были и исключения: например, довольно яркое струнное трио Гидеона Кляйна, впервые, кстати, исполненное в России. А струнный секстет Эрвина Шульхоффа, созданный за год до смерти композитора в лагере Ферстенграб, вообще музыка высокопрофессиональная (хоть и написана в шенберговской традиции).

Организаторы и авторы идеи проекта, руководители фонда "Возвращение" Роман Минц и Дмитрий Булгаков, сумели привлечь к проекту большое внимание. На фестиваль приехали музыканты Израильского филармонического оркестра, ансамбль "Группа новой музыки" и его художественный руководитель Давид Блох. Профессор музыковедения Тель-Авивского университета продюсировал, кстати, серию компакт-дисков, посвященную музыке Терезина, а также был консультантом на съемках фильма BBC "Музыка Терезина".

Но, несмотря на внушающий уважение состав участников, страдало порой не только качество исполняемой музыки, но и качество игры самих исполнителей. Скрипачка ИФО Саида Бар Лев совершенно сбила с толку секстет Шульхоффа, поскольку играла на удивление неритмично. Роман Минц был довольно рассеян в Третьей скрипичной сонате Мечислава Вайнберга (наверное, сказалось волнение). Вайнберг - самый известный композитор из представленных в проекте, и, хоть соната и создана под сильным влиянием Шостаковича, сомневаться в качестве написанного не приходится. Видимо, не так легко с психологической точки зрения организовать проект, постоянно напоминающий об ужасах тоталитарных режимов, о тысячах погибших людей, о мучениях, пытках, и постоянных запретах. А потом еще и выйти на сцену.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Анастасия Башкатова

Отставание пособий от зарплат сохранится, "наказание" рублем за работу в пожилом возрасте частично останется в силе

0
889
КПРФ намерена экспроприировать нейросети

КПРФ намерена экспроприировать нейросети

Иван Родин

Предвыборную программу партии донесут до избирателей по-современному

0
619
Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Игорь Субботин

Пентагон дал ход продаже Эр-Рияду самолетов F-35

0
708
Россияне не доросли до платформенной экономики

Россияне не доросли до платформенной экономики

Ольга Соловьева

Цифровая занятость кратно уступает теневому рынку труда даже в самых богатых субъектах РФ

0
860

Другие новости