0
696
Газета Культура Интернет-версия

05.11.2002 00:00:00

Преодоление дефицита

Тэги: консерватория, концерт


Хороших камерных музыкантов у нас в стране немного. Как правило, воспитанные на тоталитарной советской системе образования, музыканты после окончания консерватории или, скажем, Гнесинского института (Российская академия музыки, как он теперь называется), ощущают себя в большей степени солистами. Способность хоть изредка "уступать дорогу" на сцене партнеру, чутко слушать его, талант получать удовольствие именно от этого партнерства - редкое качество. Еще более редкий случай, когда исполнитель, сделавший блестящую сольную карьеру, столь же успешен и в камерной музыке. Именно такой случай - виолончелист Денис Шаповалов. Около четырех лет назад, вскоре после победы на Конкурсе Чайковского, Шаповалов стал играть вместе с пианистом Александром Вершининым. На днях в Малом зале консерватории музыканты представили публике cонаты Брамса, Дебюсси и Франка. Особенно приятно было не просто услышать замечательно выученную программу хороших музыкантов, чего уже было бы достаточно, но еще и почувствовать: именно здесь и сейчас "что-то" происходит. Не всегда безупречно исполненная программа тем не менее стала живой, яркой и очень тонкой. Пожалуй, самым удачным номером концерта стала cоната Дебюсси. В Брамсе не хватило ощущения общего настроения, общего движения. Хотя во второй части у Вершинина изумительно звучал инструмент. Во Франке музыканты постоянно менялись местами, удивлял то один, то другой. К сожалению, по большей части удивление было не слишком приятным. Например, удивило невнимание, некоторая бесчувственность Шаповалова. В первой части сонаты тончайшая, исполненная почти неосязаемой гибкости мелодия была им, как будто намерено, заменена на довольно простенькую, красивенькую музычку. Особенно обидно было слушать такую трактовку, зная свойственную Шаповалову экспрессивность, чувственность и искренность. Во второй части Вершинин в фортепианном вступлении взял с ходу такой быстрый темп, что вместо порывистых, романтических пассажей публика услышала кипящую густую кашицу. Но все эти недостатки, конечно же, расстраивали только потому, что, как известно, от талантливых людей всегда ожидаешь большего. Именно это "большее" во всей красе проявилось в сонате Дебюсси. Казалось, музыканты не просто играют вместе. Они вместе дышат, думают. Описывать это исполнение не имеет смысла - оно было почти совершенным. Вообще, Шаповалов с Вершининым - ансамбль во всех смыслах этого слова. Прекрасный баланс, позволяющий всегда слышать главное. Замечательное сочетание разных характеров исполнения - несколько сентиментального у Шаповалова и довольно сдержанного, уравновешивающего у Вершинина. Помимо этого музыканты даже внешне подходят друг другу - молодые, высокие, оба с копной кудрей. В Москве хороших камерных музыкантов мало. Практически их можно пересчитать по пальцам. Во-первых, Шаповалов с Вершининым...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эльвира Набиуллина видит угрозу в "переманивании" работников в РФ

Эльвира Набиуллина видит угрозу в "переманивании" работников в РФ

Михаил Сергеев

Максим Орешкин обосновал политику крепкого рубля, которая стала сюрпризом для правительства

0
1329
Власти оттачивают инструмент силового контроля над партиями

Власти оттачивают инструмент силового контроля над партиями

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Перед выборами 2026 года алтайские коммунисты попали под экспериментальные преследования

0
1189
Краснов достроит вертикаль руководства третьей властью

Краснов достроит вертикаль руководства третьей властью

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Председатель Верховного суда РФ ставит подпись под кадровыми и системными решениями

0
1458
В Бельгии задержали экс-главу европейской дипломатии Федерику Могерини

В Бельгии задержали экс-главу европейской дипломатии Федерику Могерини

0
573

Другие новости