0
768
Газета Культура Интернет-версия

21.03.2005 00:00:00

Круги по воде

Тэги: ритхтер, музыка, фестиваль


Разговор о главном госте проекта – норвежском пианисте Лейфе Ове Андснесе, выступившем вчера вместе с Михаилом Плетневым и РНО и играющем сегодня в компании Гидона Кремера, Татьяны Гринденко, Улы Улионе и Кристины Блаумане – впереди. Фестиваль явно распался на две неравные части: первая включала выступления музыкантов, близких кругу Святослава Рихтера, но завершают фестиваль те, кто явно к этому кругу не принадлежал. Финал получился интригующим: Лейфа Ове Андснеса Москва до сей поры не слышала.

Фестивальная неделя принесла немало поводов к размышлениям, причем не столько «вокруг Рихтера», сколько об исполнительской традиции – живой и утерянной. Все хотят слушать гениев, не вполне, быть может, осознавая некоторую условность этого понятия. Однако культура питается не только прозрениями избранных: фундамент ее прочен, пока существуют профессионалы. Не секрет, что стремление к самовыражению через искусство уводит от искусства в сторону, но сегодня критерии оценки художественных явлений, в особенности в области академической музыки, настолько расплывчаты и шатки, что за одну только эмоциональную яркость многие склонны считать артиста большим талантом. Между тем одно из важнейших качеств профессионального музыканта – умение грамотно воспроизвести авторский нотный текст – встречается все реже и реже. И, приходя на концерт, мы не можем быть вполне уверены в том, что услышим Баха или Шопена: в лучшем случае – интерпретацию интерпретации, в худшем – исполнительский произвол.

Выступление на фестивале Елизаветы Леонской, исполнившей Второй фортепианный концерт Иоганнеса Брамса в ансамбле с БСО им. П.И. Чайковского и дирижером Куртом Мазуром, стало одним из самых ярких событий проекта. Четкость и ясность замысла позволили пианистке достичь целостности в ощущении формы этого произведения, создав архитектонически стройную концепцию партитуры. Леонская вела за собой оркестр, и это был единственный случай на всем первом отрезке фестиваля, когда симфонический коллектив не оказался – вольно или невольно – в оппозиции к солирующему музыканту. Непростая фортепианная фактура Брамса «в руках» Елизаветы Леонской отзывалась множеством нюансов: пианистка великолепно владеет звуком, слыша мельчайшие градации его оттенков, благодаря чему каждая фраза – при железной логике построения формы – оказывается словно бы изначально непредопределенной: невероятно гибкой и живой.

Гораздо меньше повезло с партнерами Элисо Вирсаладзе, которая исполняла Третий фортепианный концерт Бетховена вместе с Госоркестром и дирижером Вольдемаром Нельсоном. Если бы не невероятная исполнительская воля пианистки, то это сочинение не было бы доиграно до конца. В абсолютно авральной ситуации, когда оркестр вступает не по руке дирижера, а дирижер не вовремя показывает вступления, когда ансамбль разваливается на глазах, потому что оркестр упорно играет свои сольные фрагменты в других темпах, когда не получается диалога, потому что оркестр и дирижер не слышат солиста, Элисо Вирсаладзе каким-то непостижимым образом сумела донести бетховенский замысел во всей его чистоте и неприкосновенности. Казалось, Вирсаладзе играла это сочинение и за себя, и за оркестр; играла, заставляя нерадивых партнеров идти дальше, держа темп и нигде не отступая от собственных исполнительских намерений, не говоря уже о том, что Элисо Вирсаладзе обладает потрясающей культурой звука и неповторимым туше, и только за одно это достоинство – редчайшее в сегодняшнем российском исполнительском мире – ее хочется слушать всегда.

На фестивале как-то не сложились отношения между дирижерами и оркестрами. Оба симфонических коллектива – и БСО им. П.И. Чайковского, и Госоркестр играли с приглашенными маэстро, и оба страдали от одних и тех же проблем, а именно – от непонимания дирижерского жеста. Курт Мазур предложил БСО откликнуться на его своеобразное видение Первой симфонии Шостаковича и Шестой симфонии Чайковского. В партитуре Шостаковича при всех исполнительских огрехах – несинхронных вступлениях, не очень стройном звучании оркестровых групп и «выпадании» из темпа – образ мысли Курта Мазура, старавшегося максимально заострить в этом сочинении контрастность во всем – начиная от темпов и заканчивая штрихами, – все-таки был понятен и передан. В Чайковском же случилась катастрофа. Музыканты, привыкшие играть эту музыку с «романтическими придыханиями», сильным вибрато и раздуванием звука, оказались не готовы исполнить ее строго и жестко, как просил дирижер. Очень странно было услышать у БСО, славившегося всегда своей отточенной ансамблевой игрой, отсутствие взаимопонимания не только между отдельными группами оркестра, но и внутри самих групп, и совсем печально было услышать очень фальшивую игру этого оркестра. Что же касается взаимоотношений Госоркестра и Вольдемара Нельсона, то помимо абсолютного провала в Третьем концерте Бетховена музыканты явили публике не в меньшей степени провальное исполнение Четвертой симфонии Брукнера. Тут даже и о концепции маэстро говорить не приходится: кажется, музыканты ни разу не вступили синхронно, да и понять, чего именно хотел от них дирижер, тоже оказалось задачей не их простых. К тому же в этот вечер не в форме оказалась группа духовых инструментов, особенно медных┘

Любой фестиваль – определенное поле, на котором проявляются особенности той музыкальной среды, в которой мы существуем на сегодняшний момент. Думается, что нынешнее приношение Святославу Рихтеру многих заставит задуматься о том, с чем же мы существуем сегодня, с чем остались и куда движемся. И если мы не вспоминаем об Ойстрахе, Юдиной, Гилельсе, Софроницком, если почти забыли о Мравинском и Кондрашине, то это говорит о том, что мы теряем традицию: теряем не только исполнительскую школу, но и культуру восприятия искусства. К сожалению, сегодня это уже очевидно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Закрытые аэропорты стимулируют путешествия на личном транспорте

Закрытые аэропорты стимулируют путешествия на личном транспорте

Ольга Соловьева

Планы развития автомобильного туризма в России будут готовить до следующего года

0
1213
Условных приговоров становится намного больше

Условных приговоров становится намного больше

Екатерина Трифонова

Верховный суд признал участие в СВО основанием для отмены этой формы наказания

0
1296
Отечественным производителям не хватило отечественного

Отечественным производителям не хватило отечественного

Анастасия Башкатова

Пока Центробанк рассуждал о перегреве экономики, Минпромторг увидел большой потенциал для импортозамещения

0
2193
Турчак оседлал кадровую синусоиду

Турчак оседлал кадровую синусоиду

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Продолжающиеся рокировки внутри власти напомнили об эффекте домино

0
2112

Другие новости