0
1294
Газета Культура Интернет-версия

12.05.2005 00:00:00

Небеса обетованные

Тэги: мересьев, спектакль, бертмана


мересьев, спектакль, бертмана Одинокий Мересьев (Сергей Яковлев) – герой «Упавшего с неба».
Фото Михаила Гутермана

Есть у Сергея Прокофьева несколько сочинений, о которых вспоминают весьма редко. Лежат они на полках всевозможных архивов, пылятся и постепенно превращаются в балласт – ну, написал мастер когда-то что-то не совсем удачное, ну, пошел на поводу у советской власти. С кем не бывало? Однако в последние несколько лет по инициативе разных музыкантов прокофьевские неисполняемые партитуры стали предъявлять публике.

Мариинка поставила "Семена Котко", Геннадий Рождественский продирижировал просталинской "Здравицей", а Дмитрий Бертман взял ножницы и перекроил одно из самых странных сочинений Прокофьева – его последнюю оперу "Повесть о настоящем человеке", созданную по одноименному произведению Бориса Полевого (недавно и Мариинский театр исполнял эту оперу в концертной версии; накануне Дня Победы премьера этого сочинения было анонсировано и Саратовским театром оперы и балета).

Еще в 1985 году, когда после долгих лет забвения Большой театр решился поставить это произведение (перед этим опера шла здесь в 1960-м), Альфред Шнитке предложил дополнить партитуру музыкой из прокофьевской кантаты "Александр Невский". Дмитрий Берман работал на той постановке ассистентом режиссера, идею запомнил и воплотил по-своему 20 лет спустя.

Рассказ о подвиге и жизни летчика Алексея Маресьева, потерявшего после ранения обе ноги до колен и сумевшего вернуться на фронт и совершать боевые вылеты, потрясает и в наши дни. "Этим спектаклем мы пытаемся извиниться перед нашими дедушками, которые смогли отстоять на карте мира Россию, обладая редким для нас качеством – патриотизмом, – говорит Дмитрий Бертман. – Эти герои сегодня упали с "неба почтения". Они живут не достойно своей славы. Да и славят их только формально, "к празднику".

Как славили их на параде 9 мая – мы видели. Неуютно было от молодых лиц, не понимающих смысла отведенных им ролей в этом государственном спектакле, лиц неискренних, натужно изображающих чувства вчерашних 10-классников 41-го, от высокомерия некоторых артистов, исполнявших песни военных лет – вампучного Баскова и Хворостовского, певшего с легким американским акцентом "На безымянной высоте".

Спектакль Дмитрия Бертмана сделан словно в пику всем загримированным торжествам. И как бы ни относиться к изменениям, сделанным в авторском тексте, здесь, на мой взгляд, такой подход театра к произведению уместен, потому что осуществлен профессионально и интересно. В "Геликоне" фактически родилась новая опера Прокофьева. Не случайно спектакль идет с другим названием – "Упавший с неба" и прокомментирован как созданный по мотивам "Повести о настоящем человеке" и кантаты "Александр Невский".

Главный герой фигурирует в опере почти под тем же именем, что и его прототип, – Алексей Мересьев. Доживает свой век в госпитале, всеми забытый, больной, сталкиваясь с цинизмом врачей, умудряющихся не только не следить за пациентом, но и красть из его тумбочки скудные сбережения, вплоть до банальной шоколадки. Действие оперы – воспоминания старого Мересьева о своей жизни. Замечательная идея Бертмана, которая, по словам режиссера, родилась в последние дни подготовки спектакля – раздвоение главного героя на нынешнего, лежащего в больнице и того, молодого, полного сил, о котором вспоминает старый летчик. Некоторые сцены смонтированы режиссером так, что оба Мересьева ведут линию главного героя чуть ли не дуэтом – по фразе передавая партию друг другу (в спектакле несколько составов, на пресс-показе главную партию великолепно сыграл Сергей Яковлев, а в роли молодого летчика успешно дебютировал Петр Морозов). Партия приобретает объем, выходит из повествовательной плоскости: стирается грань между переживаниями и галлюцинациями персонажа, реальным действием и воспоминаниями.

Музыка Прокофьева обретает новую жизнь благодаря неожиданным акцентам (цитаты из "Александра Невского" – разительный стилевой контраст сложным вокальным партиям оперы). "Невский" отлично передает энергетику, дух военной поры, патриотический настрой в хоре "Вставайте, люди русские" и страшную пустоту, когда уже нет слез, после окончания войны в соло меццо-сопрано "Я пойду по полю белому", и образ тевтонских рыцарей, бубнящих свою латынь, как образ нашествия фашистов, и гимн России в заключительном хоре "На Руси родной не бывать врагу".

Эти цитаты ценны не только музыкальным великолепием, они переключают действие в другое измерение, параллели (два Мересьевых) множатся: разные страны, разные миры, разные поколения, жизнь реальная и пересказанная, наконец, сам Прокофьев, контрастно высказывающийся на одну и ту же тему. Кстати, в спектакле, кажется, неожиданно для самого себя, режиссер вывел и Прокофьева: в последней сцене ко всеми забытому Мересьеву приходит наслышанный о его былых подвигах┘ немецкий корреспондент, роль которого исполняет Михаил Егиазарьян, обликом напоминающий композитора. Эта сцена, вырезанная изо всех редакций оперы, изначально была написана композитором как встреча советского корреспондента и главного героя, но в версии "Геликона" она "прозвучала", конечно, сильнее.

Нельзя не отметить и ловкость, с которой смонтированы музыкальные фрагменты: благодаря стараниям дирижера Владимира Понькина не изменена ни одна нота, а партитура звучит логично и ясно, как будто бы так и написанная.

Художники Татьяна Тулубьева и Игорь Нежный заняли сцену обломками самолета, вмонтированными в жилой дом. Здесь еще один образ и еще одна параллель – напоминание о недавней, но уже всеми забытой страшной авиакатастрофе в Иркутске. А модные летчики – стильно одетый хор, периодически исполняющий элементы танцев-маршей-скульптур, характерных для парадов сталинской эпохи – напомнили нынешние помпезные "реставрации" переживаний послевоенных лет, когда за стилизацией и внешними эффектами кроется пустота мегаполиса.

Актуальность постановки "Упавшего с неба" к празднику Победы этим самым праздником не исчерпывается. Во всяком случае, Бертман собирается открывать этим спектаклем следующий, шестнадцатый сезон "Геликон-оперы".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2116
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4831
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2646
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3047

Другие новости