0
1030
Газета Культура Интернет-версия

19.10.2007 00:00:00

Самокритика как двигатель

Тэги: бурчуладзе, опера


бурчуладзе, опера Басовые партии дают волю актерской и режиссерской фантазии... Паата Бурчуладзе, московский гость.
Фото с официального сайта артиста

Паата Бурчуладзе когда-то приезжал в Москву с труппой Тбилисского академического театра оперы и балета имени Палиашвили. Ныне он – гражданин мира, всеми востребованный, много выступающий по всему миру. В Москву приехал, чтобы выступить в Концертном зале Чайковского с солистами, оркестром и хором фестиваля «Арена ди Верона». Накануне выступления Бурчуладзе дал интервью корреспонденту «НГ».

– Вы часто бываете и поете в Москве?

– Нет, нечасто. Но когда есть возможность, я всегда сюда приезжаю. Я один из первых российских певцов, который начал возвращаться и петь здесь. Это началось 11 лет назад, когда Патриарх Алексий II благословил меня на то, чтобы я пел песнопения во время Пасхи. После этого я еще раз на Пасху приехал и в храм Христа Спасителя на Рождество. Потом уже по России ездил много.

– Почему он пригласил именно вас? Личные контакты?

– Потому что я бас – а басу как раз и петь в церкви. Михайлов, например, пел в церкви. А потом, Патриарх знал, что я верующий человек.

– Вы венчались со своей супругой в храме Христа Спасителя, а свидетелем был Мстислав Ростропович. У вас много друзей среди музыкантов самого высокого уровня?

– Трудно иметь много друзей. Иметь надо несколько настоящих. Слава был одним из них. Я, конечно, знаком со всеми. Но так, чтобы они все были моими друзьями, – нет. Юрий Темирканов – мой очень хороший друг, Валерий Гергиев...

– А среди поющих коллег?

– Мой близкий друг – Дима Хворостовский и мной очень любима Ольга Бородина. Ольга – моя подруга, она выдающаяся певица, выдающаяся.

– Вы чувствуете конкуренцию?

– Существует определенный уровень, и когда перейдешь туда, уже конкуренция не считается, театров для всех хватает.

– Вы входите в пятерку лучших басов мира. Трудно ли удерживаться на этом Олимпе?

– Прийти легче. Публика и вообще весь мир любит новые имена. И всем дают шанс: что-то появилось новое, и вокруг него шумиха: «Давай-давай-давай┘» И если человек только начинает и потом по дороге ошибется несколько раз, его забудут навсегда. Достигнув уровня, удержаться очень трудно. Меня спасает то, и в этом я глубоко убежден, что мне всегда не нравится, как я выступаю на сцене. Когда я записываю для себя со сцены, я нахожу столько ошибок. И стараюсь всегда на следующем концерте или спектакле это исправить. Не говоря уже о других записях. У меня их множество, я их даже слушать не хочу. Потому что человек меняется, и то, что было хорошо год назад, сегодня уже не нравится. Это странно, но это так. Сегодня я бы все записал абсолютно по-другому. Но это не значит, что не надо было записывать тогда. Хорошо, когда артист растет и когда у него есть претензии к себе. Это самое главное, а многие это теряют, и карьера уходит прямо из рук.

– А трактовка, понимание самого образа оперного героя тоже меняется?

– Да. Есть образы, где все предельно ясно – Эскамильо, например. Эту партию можно выучить один раз и сказать: «Все. На этом закончено. Смотрите, как я пою». Я не говорю, что она легкая, нет, она сложная. Но образ там совершенно ясный. А есть такая партия, как Борис Годунов. Невозможно ее исполнить так, чтобы это было все время одинаково. Потому что каждый раз ты выходишь на сцену и – что музыкально, что драматически – ты находишь новые краски в этом персонаже, в этой музыке. Всегда оно улучшается и улучшается или же, не дай бог, ухудшается. Или вот недавно я был в Мюнхене, пел в «Хованщине» в постановке Дмитрия Чернякова. Но это же абсолютно другой Хованский – не тот, к которому я привык. Я не сторонник ультрасовременных трактовок, но когда есть смысл, это действительно работает. Дима нашел в этом спектакле что-то новое, интересное, что мне было самому интересно работать, и действительно получилось. Сцена Хованского, где обычно он просто сидел и смотрел на танцовщиц, здесь приблизилась к образу Бориса. Потому что у него такие же начались галлюцинации, страх, образ Хованского поменялся кардинально. У Димы редкий талант, сегодня абсолютно редкий, многие хотят просто к себе привлечь внимание, ставят ерунду на сцене.

– Были в вашей практике такие случаи, когда вы не были согласны с режиссером?

– Был «Борис Годунов» в Штутгартской опере, ставил режиссер из Советского Союза. Он хотел, чтобы Борис и Юродивый вместе сидели и пили водку, но это невозможно! Это даже не издевательство. Я сказал: «Хочешь я уйду?» Я не боролся ни за оперу, ни за Мусоргского. Но как можно это оправдать? Может быть, какому-то немцу это даже понравится. Потому что ему наплевать на нашу историю и он не знает, кто был Борис Годунов.

– У меня уже давно создается впечатление, что на Западе спекулируют примитивными представлениями о русских – как русская опера, так обязательно море водки.

– Но в этом виноваты наши режиссеры. Ищут все самое недостойное, что можно найти у нации. Ну сколько можно? Борис Годунов пьет, Хованский пьет, Досифей уже даже пьет. Невозможно. Не ищут других качеств, миллион хороших качеств есть у народа. Это не показывается, показывается все самое плохое и еще утрированно. И это, видимо, кому-то нравится.

– Достигли в результате компромисса с режиссером?

– Да. Компромисс был такой: Борис заходит, у Юродивого водка, он берет у него водку и уходит. Я сказал, что с ним пить не буду, я пойду и выпью за кулисами. Я оправдал это так: беру бутылку, смотрю на нее, я настолько удивлен, что он дал мне водку, и сыграл так: «Боже, до чего я дошел». Это было мое оправдание Бориса.

– Ощущения от выступления на «Арене ди Верона» отличаются от выступления на сцене оперного театра?

– Там такая гениальная акустика, что позавидует любой театр, а кроме того, сама атмосфера: и творческая и романтическая, и отдых. Там никогда не думаешь: «Боже мой, сегодня я пою спектакль». Там выходишь и видишь колоссальное пространство, тысячи людей, и они хотят от тебя получить удовольствие и пришли не для того, чтобы критиковать твою верхнюю или нижнюю ноту. Они пришли получить удовольствие, и в этом ты участвуешь, а от того и сам на сцене получаешь удовольствие. Теплая погода, свежий воздух, не пересохший, как в театре, где всегда поливают пространство сцены водой. Взглянешь наверх – там звезды, луна. Гениальная ситуация.

– Для певцов это своего рода каникулы?

– Для меня да. Но многие не любят там петь, не находят это интересным, им трудно. Само ощущение, что перед тобой огромное пространство, на некоторых давит. А на меня нет. Я пою там в двух спектаклях – «Аида» и «Набукко». В будущем году тоже.

– Что больше нравится петь – западную или русскую оперу?

– Не имеет значения, смотря какая постановка. Бориса я – горд сказать это – пел во всех оперных театрах мира, я не знаю, есть ли у кого-то еще такие достижения. С начала моей карьеры я считаю, сколько я спектаклей спел Бориса и Захарию из «Набукко». Почему? Захария самый трудный вокально, а у Бориса очень сложная игровая партия. Оба спектакля спел по 160–165 раз. Получается, что почти год я пел только эти партии в своем репертуаре.

– Сколько спектаклей и концертов в год даете?

– От 70 до 80. Это очень много.

– Вы участвуете в исполнении новейшей музыки?

– Мне это неинтересно. Да и приглашений особых нет, зная о том, что мне это неинтересно.

– Вас часто с Шаляпиным сравнивают?

– Часто.

– Вам это приятно?

– Очень. Это Караян меня назвал, и эта фраза, сказанная Караяном, сделала мне всю карьеру. Но скорее всего он имел в виду, что я достигну больших успехов. А не то, что я как Шаляпин, кто же с легендой сравнивать будет. Дай бог, чтобы это было где-то поблизости.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
257
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
270
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
181
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
116

Другие новости