0
1076
Газета Культура Интернет-версия

24.12.2007 00:00:00

Соц-арт по-прежнему на волне

Тэги: соцарт, париж, искусство


В Париже продолжает работу выставка «Соц-арт: политическое искусство в России с 1972 года». Французам нравится.

Жизнь в Париже стремительно несется вперед, навстречу рождественским праздникам. Кто-то вовсю обсуждает грядущие выборы мэра, кто-то завороженно листает новый календарь Пирелли. Однако чем бы ни тешил себя француз, душа его по-прежнему просит чего-то особенного. В результате интерес к нашему соц-арту не ослабевает. И, может быть, как раз сейчас интерес к арт-направлению, возникшему в 70-е годы в Советском Союзе (и как говорят почти все французские источники, «получившему самое оригинальное развитие со времен авангардистов 20-х годов прошлого века»), освободился от первоначального скандального налета.

На последней неделе октября, когда выставка «Соц-арт: политическое искусство в России с 1972 года» открылась в галерее «Мезон Руж», она привлекла множество посетителей. Тут были как специалисты, так и люди, иногда совсем далекие от России, ее истории и соц-арта как отдельного и особого направления, которое в какой-то мере противопоставляет себя американскому поп-арту. Запрет на вывоз из России некоторых «слишком откровенных» объектов, широкая огласка во французской прессе сыграли свою роль.

Познакомиться с особым пластом советского искусства приходят разные люди, в основном все-таки русские, так или иначе связанные либо с эпохой, либо с Россией, куда волей судьбы им уже не к кому возвращаться. И французы приходят. Да и нельзя не прийти, когда газеты и журналы, ответственные за культурный сегмент, ярко живописуют выставку «советских нонконформистов».

Культурный обозреватель издания «Paris. Evous» Елена Волошина пишет, например: «Соц-арт – искусство, которое ни в коем случае нельзя назвать искусством примитивным. «Соц.» – русское сокращение от «социалистический». Но, казалось бы, зачем опять говорить о социализме и социалистическом искусстве? Нет, давайте поближе посмотрим: получается, это искусство, как раз отрицающее социализм в его одиозных проявлениях и использующее в качестве основного орудия все ту же пропагандистскую риторику, которая приобретает в новом оформлении совершенно иное звучание».

Елене по-своему вторит критик из еженедельника Telerama (аналог русской «Афиши») Оливье Сена. Он рассказывает будущим посетителям, что происходит с искусством, когда прекрасное попадает в руки правящего режима. «Политика и искусство, – говорит он, – вряд ли могут ужиться. Речь же идет о разном восприятии окружающего: для политики нет человека, есть масса, для искусства - наоборот. Вот почему государство просто не компетентно в вопросах искусства. В то же время художник – не больший политик, чем обычный гражданин... Сталинский реализм на корню уничтожил авангардистов. И чтобы появилось хотя бы что-то, отдаленно напоминающее их по силе голоса, пришлось ждать 1972 года... Хотя, откровенно говоря, вне политического контекста произведения соц-арта кажутся банальными, простецкими и иногда просто грубыми, за исключением, может быть, некоторых».

Artcult («Арткульт») идет дальше и увязывает содержание выставки с русской современностью, интерпретируя ее, как водится, на свой, французский манер: «Этот способ – разоблачать с помощью искусства – вызывает такое же раздражение у власти, как и статьи некоторых журналистов, высказывающихся против войны в Чечне. Само собой разумеется, рисовать карикатуры на политических деятелей и сейчас в России все так же рискованно, несмотря на капитализм по-китайски, правда, именно там демократия остается идеалом, весьма далеким от реальности».

Французы читают и приходят. Уходят довольные, хотя признаются, что «понятно, к сожалению, не все. Хочется побольше объяснительных материалов на французском». Спрашивают книгу отзывов, чтобы оставить благодарственную надпись. Ее нет – волевым решением изъята из обращения. Печальный опыт предыдущей выставки: антисемитские ругательства были почти на каждой странице, повторять эксперимент не хочется.

Париж


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
954
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
499
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2933
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2315

Другие новости