0
1022
Газета Культура Интернет-версия

24.09.2008 00:00:00

Эстонцы тоже хотят быть счастливыми

Антонина Крюкова

Об авторе: Антонина Крюкова, Анапа - Москва

Тэги: кинофестиваль


Как всегда, на «Киношок» приехали представители бывших союзных республик, в том числе и Грузии, хотя грузинская делегация не в пример предыдущим фестивалям выглядела заметно поредевшей, а Резо Габриадзе, который должен был возглавить жюри конкурса полнометражных фильмов, в последний момент отказался, и его в срочном порядке пришлось заменить Андреем Битовым, однажды уже выступавшим в этой почетной роли.

При том, что на «Киношоке» в последние годы проводится несколько конкурсов картин «короткого метра», его визитной карточкой по-прежнему остается полнометражный конкурс, в котором участвовало двенадцать лент, представлявших национальные кинематографии стран, расположенных на постсоветском пространстве. Надо сказать, основной конкурс нынешнего фестиваля оставил довольно скучное впечатление: большинство картин отличалось обыденностью киноязыка и смысловым отсутствием, так что о каких-то открытиях, способных поразить воображение, не может быть и речи.

Из четырех российских конкурсных картин заслуживает внимания разве что «Представление» (Россия – Германия) документалиста Сергея Лозницы, который, как и в «Блокаде», смонтировал фрагменты хроники на сей раз трудовых будней и праздников счастливых строителей коммунизма из пропагандистских киножурналов 50-х – 60-х годов, и не прибегая к комментариям, таким образом создал жутковатый образ полузабытой советской эпохи. Мелодраму Татьяны Фирсовой под названием «Кипяток», где, разумеется, кипят страсти, можно порекомендовать неистовым поклонницам телесериалов, которые наверняка примут близко к сердцу безумную любовь замужней героини к инфантильному юноше и по достоинству оценят ее жертвенность. Однако картина не осталась без награды: приз имени Княжинского за операторскую работу жюри присудило снявшему «Кипяток» Виктору Шестоперову. Владимир Зайкин попытался снять пародию на фильмы о маньяках - «Пятница. 12», но получилось совсем не смешно. Тем не менее все это не помешало приехавшим в Анапу представителям гильдии киноведов и кинокритиков присудить картине своего «Слона» – решительно невозможно объяснить столь странный выбор. Приз за лучшую женскую роль получила актриса Марина Блейк, сыгравшая в вялотекущей мелодраме Анны Чернаковой «Сезон туманов» (Россия – Великобритания) русскую парикмахершу, живущую в английской провинции. Хотя, думается, справедливее было бы отметить литовскую актрису Габию Рюскувене из «Коллекционерши» Кристины Буожюте, блестяще сыгравшую роль психологически сложной, глубоко чувствующей, рефлектирующей молодой женщины – такие героини сейчас на экране большая редкость. Утешает только то, что этот прихотливый фильм жюри все же заметило и присудило Кристине приз как лучшему режиссеру.

Надо сказать, что на общем невыразительном фоне конкурсное кино стран Балтии выгодно отличалось кинематографической культурой, профессиональным уровнем и вниманием к современной жизни. Недаром главный приз фестиваля «Золотая лоза» отправился в Эстонию. Картина режиссера Вейко Ыунпуу «Осенний бал», отмеченная этой наградой, – добротное европейское кино, посвященное внутренним проблемам современного человека, пытающегося найти почву под ногами в безликом урбанизированном мире, где всем не до кого и все одиноки. Шестеро персонажей «Бала», живущие в спальном районе Таллина, как бы банально это ни звучало, хотят быть счастливыми. Режиссеру надо отдать должное еще и за то, что истории своих персонажей он сумел рассказать без трагической интонации и минорного настроения, но с юмором, что дорогого стоит. А вот приз за лучшую мужскую роль можно было бы присудить хорошо известному нашему зрителю Любомирасу Лауцявичусу, сыгравшему молчаливого охотника в фильме «Фогельфрай» (Латвия). Эту ленту снимало четверо режиссеров, она и распадается на четыре новеллы, хотя по замыслу речь должна была идти о разных возрастах одного и того же персонажа, но в итоге картина получилась невнятной, однако последний сюжет с участием Лауцявичуса действительно хорош. Или Андрею Кузичеву из «Райских птиц» Романа Балаяна (Украина). Но приз достался Сергею Романюку, представшему в «Райских птицах» в образе зловещего чиновника из органов, истязающего героя Кузичева и в конце концов доведшего его до психушки. Тоже странно: у Романюка роль второго, если не третьего, плана и отмечать актера наградой не было никакого резона.

Приз за лучший сценарий получил Эрнест Абдыжапаров (фильм «Свежая прохлада», Кыргыстан – Казахстан). Из этой картины становится известно, что в Кыргыстане еще жив обычай похищения невест. Ничего нового не открывает и конкурсная казахская лента «Вдвоем с отцом» режиссера Данияра Саламата. Примитивно снятая, она оставляет тягостное впечатление. То же самое можно сказать и о азербайджанской ленте «Крепость» (режиссер Шамиль Наджафзаде, и о грузинской «Сваны», посвященной событиям, связанным древнейшей кавказской традицией кровной мести. Правда, последней жюри присудило спецприз – за обращение к теме «Не убий!».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2166
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4911
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2694
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3097

Другие новости