0
1653
Газета Культура Интернет-версия

20.11.2008 00:00:00

Японский бог! Вот это русский Гамлет!

Тэги: театр, премьера, опера, гамлет


театр, премьера, опера, гамлет Колоритные персонажи спектакля.
Фото Олега Черноуса

В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко прошла мировая премьера оперы Владимира Кобекина «Гамлет (датский) (российская) комедия». Уже само название сулило что-то крайне неординарное. В программке композитор, отвечая на вопрос «Почему комедия», говорит что-то вроде «а где вы видите козлов?», а на вопрос «почему российская» и вовсе отвечает, что понятия не имеет.

Тем не менее, услышав первую же фразу Бернарда «Японский бог! Вот датская погодка!», понимаешь – наш человек. Весь дальнейший текст (либретто по пьесе Аркадия Застырца композитор написал сам) идет в том же духе, то есть на дворовом языке, в который время от времени включаются фрагменты, изложенные «высоким штилем». Такого рода обращение к вечным сюжетам характерно для постмодернизма, только с одной оговоркой – Кобекин опоздал лет на двадцать: на Западе подобного рода эксперименты уже канули в Лету, да и тогда они были гораздо смелее и насыщеннее, чем российский вариант. Кобекин не копает глубоко: он подхватил злободневные темы и ввинтил их в гамлетовский сюжет.

Его Офелия – окончательно отбившийся от рук подросток (если не называть вещи своими именами), ее папаша – топорный бюрократ; Гамлет застрял в переходном периоде, когда еще кажется, что ты способен восстановить справедливость, но при этом моральные нормы уже пошатнулись; его мать – просто красивая женщина, а Клавдий – напыщенная пустышка. В комедии этой нет ни одного нормального персонажа – даже Розенкранц и Гильденстерн отморозки какие-то, первый к тому же с заметными отклонениями (исполняется меццо-сопрано).

Сказать, что музыка захватывает, сложно – слишком увлекаешься текстом и происходящим на сцене. На музыкальную часть по большому счету обращаешь внимание только в сцене сумасшествия (или самоубийства) Офелии, когда та поет душераздирающий романс на исковерканное «Я вас любил┘». Стоит сказать, что солисты театра разыгрывают этот спектакль со стопроцентной отдачей, и это один из немногих, если не единственный случай, когда в московском оперном театре самая большая удача спектакля – это исполнители: Чингис Аюшев (Гамлет), Лариса Андреева (Офелия), Дмитрий Кондратков (Клавдий), Ирина Ващенко (Гертруда), Роман Улыбин (Полоний), а также Валерия Зайцева, Наталья Владимирская, Сергей Балашов и Денис Макаров...

Александр Титель и художник Эрнст Гейдебрехт вытянули из этой, в общем банальной, истории, что-то большее. Уверенность в преступлении Клавдия зиждется у Гамлета на признаниях курнувшего травки призрака. Клавдий корчится от страха под душем и поет свою арию в оторванный шланг. После смерти Полония следует танец безголового в костюме – свою голову он держит в руках, а потом швыряет ее об пол – и арбузная мякоть разлетается по полу. Может, и цена всей этой истории – пшик?

Все действие происходит вокруг большого медного круга: это, похоже, единственная константа для жителей датского королевства. Ves mir igra – выгравировано на круге. Продолжение шекспировского выражения всем известно. Каждый герой имеет железный крюк: крюк прицепляется к кругу, туда кладется медная миска, в которую накладывается невидимая еда, но так, что возникает сомнение в том, а люди ли это? Или движимые только инстинктом животные. И жизнь у них собачья. И самое ужасное, что выхода из круга человеческих страстей и пороков нет: умрут одни актеры-люди, придут другие. Финальная сцена: выходит ватага Фортинбраса – юные создания, точные копии героев только что отыгранной комедии. А снег, который периодически падает из железной трубы прямо в центр этого круга, так похож на пепел.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Ольга Соловьева

Преимущества КНР сделают многие российские отрасли неконкурентоспособными

0
845
Кассационные суды нашли себе место в системе

Кассационные суды нашли себе место в системе

Екатерина Трифонова

Проверочная инстанция прислушивается к обвинителям охотнее, чем к защитникам

0
673
Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Михаил Сергеев

Всемирный экономический форум оценивает ориентиры очередного пятилетнего плана КНР

0
1051
В России упростят конвоирование опасных преступников

В России упростят конвоирование опасных преступников

Иван Родин

Наручники также наденут на осужденных и обвиняемых по некоторым "политическим" статьям

0
803

Другие новости