0
1464
Газета Культура Интернет-версия

05.02.2009 00:00:00

Рахманинов: дубль два

Тэги: музыка, премьера, рахманинов


Российскую премьеру «Пятого» фортепианного концерта Рахманинова в исполнении Дениса Мацуева публика приняла криками «браво!». Впрочем, другой реакции на выступление этого музыканта ожидать было сложно – Мацуев сегодня самый востребованный у публики пианист. На утро после концерта в Большом зале консерватории Мацуев давал пресс-конференцию в Санкт-Петербурге: он назван «Артистом месяца» и по этому поводу трижды в течение февраля выступит в Концертном зале Мариинского театра.

Добавим имя Владимира Спивакова, стоявшего в этот вечер за пультом, и аншлаг обеспечен. Хотя, стоит думать, и сам повод вызывал определенный интерес у любопытного слушателя. Знакомство, предстоявшее в этот вечер, у знатоков музыки Рахманинова заранее возбуждало чувство недоверия. «Пятый» фортепианный концерт, как известно, в наследии Рахманинова не значится – под этим номером, справедливо взятым в кавычки западной звукозаписывающей фирмой (под таким названием сочинение не так давно вышло на диске), значится переложение для фортепиано и оркестра Второй симфонии композитора. Выполнил его с позволения Александра Рахманинова – внука композитора и президента Фонда Рахманинова – пианист Александр Варенберг. Отметим, что Варенберг не просто заново оркестровал сочинение, но и заметно сократил – его задачей было придать колоссальной по масштабам симфонии черты другого жанра – жанра фортепианного концерта. Поэтому, наверное, бессмысленно сравнивать оригинал и результат работы Варенберга – победитель этого пари очевиден, это Рахманинов. Но вот сам эксперимент, на взгляд профессионалов, удался. Пропорции формы не нарушены, фортепианная фактура, хотя и уступает по выпуклости тематизма собственно рахманиновским концертам, пластична и естественна, пропорции лирики и виртуозности соблюдены, даже колоссальная каденция на месте (как в Третьем концерте, на который и ориентировался автор переложения).

Неудивительно, что исполнителем этого опуса стал Мацуев – фортепианная партия написана словно в его стиле – развернуто, мощно, эффектно. Точно так же и преподносит пианист эту музыку. Пожалуй, мешает ему (или, точнее, слушателю) страстное увлечение джазом: местами в исполнении Мацуева слышна «отвязная» манера игры – то, что в джазе, безусловно, приветствуется, но на академической сцене крайне нежелательно. Добавим, что маэстро Спиваков и Национальный филармонический оркестр России выполнили свою главную задачу и соблюли практически идеальный баланс силы звука, ни разу не перекрыв пианиста, но при этом и не оставаясь в тени, не отдавая солисту ведущее значение. А вот баланса внутри оркестра явно не хватало – чаще это была просто оркестровая масса, не играющая внутри красками и тембрами – но это, быть может, следствие недостатка новой оркестровки.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Ольга Соловьева

Преимущества КНР сделают многие российские отрасли неконкурентоспособными

0
588
Кассационные суды нашли себе место в системе

Кассационные суды нашли себе место в системе

Екатерина Трифонова

Проверочная инстанция прислушивается к обвинителям охотнее, чем к защитникам

0
511
Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Михаил Сергеев

Всемирный экономический форум оценивает ориентиры очередного пятилетнего плана КНР

0
761
В России упростят конвоирование опасных преступников

В России упростят конвоирование опасных преступников

Иван Родин

Наручники также наденут на осужденных и обвиняемых по некоторым "политическим" статьям

0
608

Другие новости