0
1184
Газета Культура Интернет-версия

09.09.2010 00:00:00

555 тазов и ментальные пейзажи

Тэги: выставка


выставка На выставке Ибера. Красиво, но не всегда понятно.
Фото автора

Продолжая Год Россия–Франция-2010, Мультимедиа Арт Музей Ольги Свибловой на площадке Фонда «Екатерина» открыл очередной французский проект. «Бессмертные» Фабриса Ибера, в прошлом математика, а ныне обладателя венецианского «Золотого льва-97», это попытка зафиксировать максимальное количество вариантов поведения (действия!) в рамках одной ситуации. Ситуации рисунка, живописи, инсталляции или видео. C использованием зеленых человечков, гомеопатической живописи и весов с тремя чашами. То китчевые, игровые, то запутанные опыты поиска бессмертия после Москвы увидят в Нижнем Новгороде и в Красноярске. Сейчас же художник подготовил в Москве еще две инсталляции – в галерее «Город столиц» и на Рижском вокзале. Что именно - неизвестно, но их уже можно посмотреть.

Почти парадокс – с одной стороны, то, что в эти дни являет собой Фонд «Екатерина», очень зрелищно, с другой – очень непонятно. Довольно непривычное сочетание внешней эффектности и концептуальной сложности, на которое работают повисший между лестничными маршами второго и первого этажей мозг-кишечник, квадратный метр красной губной помады, уложенный на сусальном золоте, «Центрифуга» с вращающимся до головокружения (и зрительского тоже) цветочным горшком, а также изобилие картин. Картины напоминают монументальные рисунки-схемы, испещренные стрелками как знаком бесчисленных гипотетических движений и снабженные полуразборчивыми комментариями. Плюс – миски-тазы-ведра всех мастей, вольно разместившиеся при входе на второй ярус. По словам охраны (которой все это хозяйство ежедневно предстоит проверять на предмет сохранности), посудин тут 555. Их – чтобы не мешались и чтобы как-то ощутить сопричастность прекрасному – предлагается переставлять в любом порядке (ну или скорее – в беспорядке).

Прежде чем стать художником, Фабрис Ибер два года учился на математика. Возможно, оттуда – тяга вникать в научные теории и желание представлять максимальное число разных вариантов развития. После окончания нантской Высшей национальной школы изящных искусств он успел войти в Книгу рекордов Гиннесса, сделав в 1991 году для своего проекта кусок мыла весом в 22 т, и создать в 94-м общество «Безграничная ответственность» для налаживания сотрудничества искусства с бизнесом. Прославился ПОДами (первый «Прототип объекта в действии» появился в 1991 году) и зелеными человечками, начавшимися как фонтан «Человек из Бессин» и превратившимися впоследствии в скульптуры-клоны. Увез из Венеции «Золотого льва», устроив в 97-м во французском павильоне телестудию, картинка в которой постоянно менялась – произведение создавалось на глазах зрителей. В России его выставка состоялась в далеком 1992 году, в 1999-м и в 2006-м сюда привозили балеты Анжелена Прельжокажа в сценографии Фабриса Ибера.

В одном из залов стулья стоят амфитеатром, однако показывают не спектакль и не фильм, а веселые картинки. Иберу не жалко времени на огромную схему «Дуть на одуванчик» – но тут все вполне бесхитростно – ну, подумаешь, выпендривается человек. Дальше замысловатость нарастает. Простенькая картиночка с черепом, сверху надпись: «Жизнь порождает смерть». Вроде все та же тема суеты сует, vanitas, прославленная еще голландскими натюрмортами. Но то, как это изображено – почти примитивно, да в придачу парадоксальная игра слов, – подталкивает к новым ассоциациям. Глядя на эти картины-наброски, представляешь, что Ибер, должно быть, думает руками. Рисунок (любимый его жанр) становится опытной площадкой. В тот самый момент, когда на бумаге фиксируется мысль, появляются новые мысли и новые возможности развития. А там, где развитие, – смерти нет. Сам автор называет это «ментальными пейзажами, позволяющими увидеть мир по-другому».

Мир по-другому – это и иронично переосмысленные матрешки. Не изъятые одна за другою, а разрезанные вдоль, они превратились в подобия саркофагов. Мир по-другому – это и многочисленные ПОДы: от квадратного футбольного мяча до двойных машин (с двумя рулями, направленными, само собой разумеется, в противоположные стороны). Причинно-следственные, родственные связи всех вещей Ибер предлагает переосмыслить. Один из последних по времени ПОДов – весы с тремя чашами и качели с тремя сиденьями – шутливо намекает, что четкого ответа «да» или «нет» быть не может и что мир, построенный на бинарных оппозициях, поставлен под сомнение.

Может статься, что экспозиция Фабриса Ибера не произведет на Москву сильного впечатления – много слов и много непонятного. Но ведь главное, кажется, в другом – тут зрителя делают соучастником. Ведь художник ставит вопрос, а поиск интерпретации, ответа – совместный. Причем вовсе не факт, что решение вообще существует.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
391
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
445
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
252
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
340

Другие новости