0
782
Газета Культура Интернет-версия

14.10.2010 00:00:00

Аффекты и эффекты

Тэги: москва, музыка, концерт


Французский ансамбль Les Arts Florissants выступил в рамках филармонического абонемента «Музыкальный триумф», и эти гастроли были одним из самых впечатляющих проектов перекрестного Года Россия–Франция.

Впрочем, безоговорочный успех Les Arts Florissants в Европе – и мире – длится уже как минимум два десятилетия, сам же ансамбль существует с 1979 года. Его основал клавесинист и дирижер Уильям Кристи – американец, выпускник Гарварда и Йеля. В 20 с небольшим он покинул родину и переехал в Европу – во Францию, где и получил гражданство. После признания его заслуг, конечно (к ним относятся почетные премии и звания). Навсегда влюбленный в раннюю оперу и вообще европейское искусство XVII–XVIII веков, он и свою жизнь подчинил его законам – возродил из руин дом XVII века, который позже признали историческим памятником, и разбил вокруг него сад – в исторических традициях, разумеется. Но главное, конечно, не это. Главное – то, что Кристи, как одержимый, погрузился в библиотеки и архивы в поисках музыкальных партитур. И основал ансамбль, чтобы вдохнуть в эти партитуры жизнь. Люлли, Рамо, Монтеверди, Гендель, Перселл, Шарпантье (кстати, Les Arts Florissants, или «Цветущие искусства», – название его оперы), Моцарт стали героями Кристи и его ансамбля. Для российских гастролей музыканты выбрали две небольшие оперы – «Актеона» Шарпантье (правильнее ее называть не опера, а пастораль – так тогда определяли жанр небольших музыкальных дивертисментов) и «Дидону и Энея» Перселла.

С первых нот звучание ансамбля кажется идеальным – стройным, сбалансированным и благородным, – даже больше чем это позволяют несовершенный строй и конструкция аутентичных инструментов. Но еще больше удивил хор: он, наконец, заставил поверить, что в Зале имени Чайковского свершилось акустическое чудо. Или в то, что хорошие музыканты способны озвучить любое пространство. Вокальный ансамбль добился фантастического звучания – объемного и одновременно прозрачного, так, что можно было расслышать каждый голос.

Сюжеты обеих опер пересекаются – в «Дидоне» вспоминают символическую историю Актеона. Он, охотясь в лесу, был увлечен картиной купания нимф и не остался незамеченным: в наказание Диана превратила Актеона в оленя, и его разодрали собственные собаки. Кровавая драма словно переносится у артистов из отстраненной мифологической сцены на романтический уровень: Диана (Кэтрин Уотсон), до того провозглашавшая бессилие и бесполезность любви, с таким человеческим чувством сострадания и даже влюбленности совершает ритуал превращения, что в предыдущие заявления верится с трудом. В свою очередь, Дидона в исполнении Сони Йончевой не уступает по силе романтическим героиням, оперируя уже не канонами изображения аффекта, а его полноценным проживанием, что, впрочем, нисколько не лишает это исполнение действенной силы – овации длились минут пятнадцать.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Ольга Соловьева

Преимущества КНР сделают многие российские отрасли неконкурентоспособными

0
906
Кассационные суды нашли себе место в системе

Кассационные суды нашли себе место в системе

Екатерина Трифонова

Проверочная инстанция прислушивается к обвинителям охотнее, чем к защитникам

0
723
Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Михаил Сергеев

Всемирный экономический форум оценивает ориентиры очередного пятилетнего плана КНР

0
1113
В России упростят конвоирование опасных преступников

В России упростят конвоирование опасных преступников

Иван Родин

Наручники также наденут на осужденных и обвиняемых по некоторым "политическим" статьям

0
841

Другие новости