0
1785
Газета Культура Интернет-версия

16.08.2012 00:00:00

Во имя веры и свободы

Тэги: музыка, фестиваль, люцерна


музыка, фестиваль, люцерна Клаудио Аббадо устроили овацию.
Фото с официального сайта Люцернского фестиваля

На живописном берегу озера Четырех лесных кантонов, в Люцерне, начался знаменитый музыкальный фестиваль. Тему «Вера» в концерте-открытии презентовали две партитуры: музыка Бетховена к трагедии Гете «Эгмонт» и Реквием Моцарта. Право первого концерта традиционно принадлежит собственному оркестру фестиваля под управлением Клаудио Аббадо.

Впрочем, у музыкального открытия есть ауфтакт: президент фестиваля Хуберт Ахерман после своей приветственной речи передает слово президенту Швейцарии Эвелин Видмер-Шлумпф. После главы государства на сцену выходит профессор теологии Ханс Кюнг – с докладом на тему «Композиторы и вера».

Клаудио Аббадо незадолго до начала фестиваля сделал замену в программе, отменил Восьмую симфонию Малера, оставив тем самым незавершенным малеровский цикл (все симфонии композитора, за исключением гигантской Восьмой, уже прозвучали в исполнении маэстро и оркестра Люцернского фестиваля). Тем слаще ожидание. «Фауст» (в одной из частей Малер использует текст трагедии Гете) уступил место «Эгмонту»: символ веры в свободу, в образе героя, пожертвовавшего жизнью во имя будущего фламандцев, и веры в силу любви, в образе героини, обрекшей себя на смерть во имя возлюбленного, дали старт пяти фестивальным неделям.

Трактовка Аббадо – на полутонах, он не прямолинеен в изображении (а музыка к спектаклю так или иначе есть иллюстрация) и говорит не столько о событии, сколько о чувственной на него реакции.

Первые аккорды увертюры, прерываемые печальной мелодией у солирующих инструментов, здесь не столько тяжесть тирании, сколько похоронная поступь, предвосхищение развязки – сдержанно, без надрыва. Светлый, прозрачный мотив главной партии – не собственно герой, мужественный и отчаянный, но его благородные помыслы, внезапная длительная пауза вслед за вихрем скрипок – не столько жуткая картина казни, сколько шаг в будущее – к бравурному финалу, завершающему увертюру и всю композицию из сольных и хоровых номеров с инструментальными антрактами в целом. И только в конце этот победный марш вместе с оглушающим криком несгибаемого Эгмонта (чтец Бруно Ганц), наконец, выплескивает накопившийся сгусток энергии, замешанный и на героизме, и на сожалении, и на восхищении. Сопрано Юлиана Банзе (Клэрхен) дополняет девичий образ своей героини (ей в драме отведено несколько песен) «говорящим» алым платьем, предвещающим трагическую развязку.

Реквием – венец моцартовского творчества – звучит у Аббадо, напротив, сдержанно. Здесь сквозит печаль, даже в Dies Irae или Tuba mirum, и знаменитая Lacrimosa звучит без романтических всхлипов и придыханий, напротив – как тихое прощание. В квартете солистов (в его составе – звездный бас Рене Папе) вопреки ожиданиям выделился тенор Максимилиан Шмит; в целом ансамбль был неровным, чего, кстати, не скажешь о хоре, хотя тот тоже был составлен из разных коллективов, а именно хоров Баварского и Шведского радио (хормейстер Петер Дийкстра).

В руках Клаудио Аббадо – коллектив, близкий к совершенному. Все музыканты играют в ведущих оркестрах Европы и приезжают в Люцерн по приглашению самого маэстро. Так что даже знаменитая Сабина Майер занимает самое обычное место за оркестровым пультом (правда, и дирижер, и публика не упускают возможности горячо поблагодарить ее цветами и аплодисментами). С этими музыкантами, и правда, можно творить чудо – даже при том, что собираются они на несколько недель в году.

Уже через месяц оркестр Люцернского фестиваля и дирижер-легенда приедут на гастроли в Москву: 19 сентября в Концертном зале имени Чайковского прозвучат Бетховен и Брукнер.

Люцерн–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Екатерина Трифонова

Осужденные получат свободу с большим числом условий, возвращать за решетку можно будет действительно досрочно

0
413
Ускоренное строительство жилья спасет экономику

Ускоренное строительство жилья спасет экономику

Михаил Сергеев

В академической среде предложили план роста до 2030 года

0
501
КПРФ объявляет себя единственной партией президента

КПРФ объявляет себя единственной партией президента

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Предвыборную риторику левые ужесточают для борьбы не за власть, а за статус главной оппозиции

0
489
Сорвавший заказное убийство Андриевский стал жертвой мести

Сорвавший заказное убийство Андриевский стал жертвой мести

Рустам Каитов

Приговор Изобильненского районного суда заставил обратить внимание на сохранившееся влияние печально известных братьев Сутягинских

0
436