0
1889
Газета Культура Печатная версия

10.12.2012 00:00:00

Отвага солдат

Тэги: пушкинский музей, концерт, музыка


пушкинский музей, концерт, музыка Американские знаменитости на «Декабрьских вечерах» в Москве.
Фото Эдуарда Левина

В программе фестиваля «Декабрьские вечера» всегда присутствует изюминка в лице солиста или ансамбля с мировым именем. В этом году организаторы превзошли ожидания – практически каждый концерт вызывает здоровое желание бежать в Пушкинский музей. Первые зарубежные гости (открывали фестиваль Юрий Башмет и «Солисты Москвы») – Эмерсон-квартет из США, один из корифеев квартетного искусства.

Самый известный факт от Эмерсон-квартета – тот, что записи ансамбля десять раз выигрывали «Грэмми». Самое интересное, что «Грэмми» (хотя чисто музыкантская «стоимость» этой премии второстепенна, превалирует все же техническая) музыканты взяли за записи ключевых сочинений в своем жанре: в 1989-м – за квартеты Бартока, в 1997-м – Бетховена, 2005-м – Мендельсона, а в 2000-м – за квартеты Шостаковича. То есть в какой-то степени Эмерсон-квартет оспорил первенство нашего Квартета имени Бородина, чье исполнение сочинений Шостаковича считалось практически эталонным. У российской публики, кстати, была возможность оценить мастерство американцев вживую, и именно с Шостаковичем, правда, не совсем в обычных условиях. В 2005 году на Чеховском фестивале в Москве британский театр Complicite показал спектакль «Шум времени», главным действующим лицом этого спектакля (точнее, второй его части) стала музыка – последний квартет Шостаковича, который звучал как раз в исполнении Эмерсон-квартета. По свидетельствам очевидцев, впечатление их исполнение производило сильнейшее, профессионалов поразил и тот факт, что сочинение исполнялось наизусть, что в квартетном, да и другом ансамблевом искусстве явление не уникальное, но все же крайне редкое. Шостаковича Эмерсон-квартет играл и на «Декабрьских вечерах» – 12-й квартет, написанный в то же время, что и макабрическая Четырнадцатая симфония, был наполнен страшной, неизбежной тоской, поглощаемой финальным вихрем, – после чего остается только пустота. Два сочинения, прозвучавшие в первом отделении, – из романтической эпохи, Третий квартет Шумана и Второй Брамса звучали чувственно и сочно, но в то же время с внутренним стержнем, нервом. Об этом ансамбле можно сказать, кстати, словами Шумана (высказанными по поводу сочинений одного из современников) – они играют, «как разговаривают с нами цветы, как глаза рассказывают друг другу самые таинственные сказки, как родственные души способны перекликаться, минуя далекие пространства, язык души, самая подлинная музыкальная жизнь».

«Декабрьские вечера» – фестиваль не совсем обычный, даже совсем необычный. Грандиозная программа – и полное отсутствие рекламной кампании, дешевые билеты, которые продаются в кассе музея и сметаются тут же, как следствие – постоянная публика, которая уже знает, когда надо занимать очередь. Иногда в вузах или, чаще, в училищах раздается звонок – вот для ваших студентов билеты на Кисина по 600 руб. А Ирина Антонова не считает зазорным, видя в первом ряду свободные места, лично пригласить на них слушателей из последнего ряда и лично проводить. Как ни странно – даже спекулянты не толкутся. Скромная афиша – в музее и на сайте, никаких рассылок пресс-релизов и желания попасть на первые полосы культурных изданий. Из самого интересного на фестивале в этом году – певица Юлия Лежнева и оркестр Il Giardino Armonico (сегодня), пианист Нельсон Фрейре (12 декабря), скрипач Джошуа Белл (17 декабря), контратенор Лоуренс Дзаццо и сопрано Клара Эк с камерным оркестром Musica viva (21 декабря) и, наконец, пианист Даниил Трифонов (22 декабря). На закрытии выступят Наталия Гутман и Элисо Вирсаладзе (30 декабря).

А вот к слову об упомянутом выше оркестре Musica viva: в минувшую пятницу по приглашению его художественного руководителя Александра Рудина в Москве выступил бельгийский ансамбль с цветочным названием «Клематис». Концерт давали в Оружейной палате Московского Кремля, где среди бесценных сокровищ из нашей истории прозвучали сокровища музыкальные – из истории английской. Случайно или осознанно, но концерт этот сложился в рифму с выставкой, которая проходит сейчас в Кремле – в Успенской звоннице и в Одностолпной палате Патриаршего дворца демонстрируются предметы «золотого века» английского двора – от Генриха VIII до Карла I. «Клематис» представил сочинения известных композиторов – Доуленда, Перселла и даже Гендела, но сыграл и опусы композиторов неизвестных, в том числе и музыковедам – ноты сохранились, а вот имя автора – нет. Больше всех, конечно, публику очаровала аргентинская певица Мариана Флорес, постоянная спутница ансамбля, ее утонченный голос «хватает за душу» в знаменитой «Жалобе» из «Королевы фей» Перселла и, наоборот, игриво и кокетливо звучит в «Кукушке» Николсона. А когда виолист Франсуа Жубер-Кайе играет сольную пьесу «Отвага солдата», виола да гамба в его руках превращается почти в драйвовый рок-инструмент, а зрители в финале готовы сорваться с мест, чтобы поддержать отважного солдата.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Казна получила профицит за счет экономии на социальных проектах

Казна получила профицит за счет экономии на социальных проектах

Анатолий Комраков

Правительство называет сокращение расходов улучшением финансовой дисциплины

0
688
Недовольство США повысило интерес Судана к военно-морской базе России

Недовольство США повысило интерес Судана к военно-морской базе России

Игорь Субботин

Хартум вынужден искать новую точку опоры

0
590
Москва и Вашингтон заключили сделку

Москва и Вашингтон заключили сделку

Геннадий Петров

Переговоры Путина и Байдена похожи на договоренность о размене Украины на "Северный поток – 2"

0
962
Левые требуют от власти раскрыть QR-код

Левые требуют от власти раскрыть QR-код

Дарья Гармоненко

КПРФ с круглого стола в Госдуме грозит уличными протестами

0
662

Другие новости

Загрузка...