0
1933
Газета Культура Интернет-версия

10.03.2013 22:48:00

Ускользающая красота

Тэги: большой театр, премьера


большой театр, премьера Такую красоту только во сне и увидишь... Сцена из «Сомнамбулы». Фото с сайта www.bolshoi.ru

На Новой сцене Большого театра идут премьерные спектакли оперы «Сомнамбула». Лирическую мелодраму о девушке, страдающей лунатизмом, из швейцарских Альп режиссер и сценограф Пьер Луиджи Пицци перенес в чеховскую Россию как раз в то время, когда знаменитая (или, точнее, третья по популярности после «Пиратов» и «Нормы») опера Беллини в последний раз шла в Большом.
Пьер Луиджи Пицци в одном из интервью сказал, что провел в Москве 40 счастливых дней – столько длилась работа над «Сомнамбулой». Мудрый и благородный итальянец, в то время пока коллеги из другого цеха отказываются приезжать до лучших времен (так, хореограф Уэйн Макгрегор отложил свой визит и для постановки балета «Весна священная» – в экстренном порядке пригласили Татьяну Баганову), призвал сплотиться вокруг Большого в эти трудные для него времена. Позиция, достойная уважения.
Итак – ибо опера не шла уже 120 лет, – напомним сюжет. Девушка Амина, сирота, отданная на воспитание мельничихе Терезе, выходит замуж. Она – воплощение нежности, чистоты, искренности, символ невинности, что, как известно, опасно: общество, тебя обожающее, стоит один раз оступиться, возненавидит. Окружающие, как любые селяне, довольно ограниченны: они до сих пор верят в призраков, но вот ни на секунду не готовы поверить в то, что Амина ходит и разговаривает во сне. Так что когда та оказывается ночью в покоях заезжего графа, не остается ни единого человека, кроме воспитанницы Терезы, готового пожалеть несчастную. Эльвино, жених Амины, тут же объявляет о помолвке с соперницей. Конец оперы, конечно, счастливый: жених становится свидетелем ночных походов Амины, раскаивается и возвращает ей обручальное кольцо.
Имея в руках такой сюжет, режиссер мог бы сочинить кровавую драму, скажем, о противопоставлении личности и толпы и т.д. Но итальянец Пьер Луиджи Пицци сохраняет романтический дух оперы Беллини, приправляя его ноткой печальной меланхолии. Для своей «Сомнамбулы» он выбирает идиллическую березовую рощу. Ожившие «березки» – юноши и девушки из балетной труппы в белых костюмах и черной обуви – исторические преемники оперы: сценарий Эжена Скриба, положенный в основу либретто, был написан для балета. Художник по свету Марк Ставцев буквально заставляет любоваться своей работой: его день, кажется, не солнечный, а лунный, когда на окрашенном тонкой пастелью (не синевой!) небе проглядывает лунный шар, его вечер сиреневый, ночь – цвета индиго. Отсюда – ощущение нереальной, непостижимой, ускользающей красоты, важное для концепции режиссера.
Дирижер оперы Энрике Маццола в комментариях к постановке сказал, что использует только что вышедшее в издательстве «Рикорди» так называемое критическое издание партитуры Беллини и возвращает на сцену Большого оперу, «очищенную» от нововведений ХХ века, когда партитуру переписывали и кроили под исполнителей или режиссеров: сокращали сцены, убирали повторения, переписывали колоратуры, на самом деле крайне сложные. Маццола рискнул исполнить в Москве интродукцию с двумя солирующими трубами, которую Беллини перечеркнул в партитуре красным карандашом, – по некоторым версиям, в Милане, где прошла премьера «Сомнамбулы», трубачи не справлялись, поэтому композитор предпочел исключить этот фрагмент. Кажется, московские трубачи из XXI века его тоже не убедили бы… В остальном же оркестр стал таким гармоническим облаком, что создает атмосферу для искусства бельканто, не претендуя на первые роли. Правда, иногда казалось, что Маццола берет слишком медленные темпы, с которыми довольно трудно справляться солистам. А в подвижной арии графа Рудольфа, напротив, зачастил: но наш бас Николай Диденко, которому весьма под стать образ русского помещика, справился с виртуозной легкостью.
Единственные изменения, допущенные при издательстве партитуры, коснулись партии тенора: Беллини писал для конкретного исполнителя, обладавшего крепким верхним регистром – сегодня тенора с такими данными просто не найти (изменилась вокальная школа), поэтому некоторые фрагменты транспонированы на другую высоту. Впрочем, партия от этого не стала проще, а южноафриканский тенор Колин Ли (уже знакомый слушателям, посещающим оперный абонемент филармонии) сорвал заслуженные овации, он стал настоящим триумфатором этой постановки – так что даже затмил американку Лору Клейкомб, давнюю любимицу московских меломанов.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
504
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
626
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
191
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
693

Другие новости