0
12075
Газета Культура Интернет-версия

12.09.2013 00:01:00

Голос с небес

Тэги: госоркестр, концерт, вагнер


госоркестр, концерт, вагнер Проникновенное исполнение песен на стихи Матильды Везендонк. Фото Веры Журавлевой предоставлено пресс-службой оркестра

Государственный симфонический оркестр им. Светланова и дирижер  Владимир Юровский почтили 200-летие Рихарда Вагнера. Выбор программы и отменный кастинг солистов превратил абонементный концерт в событийный.
Концерт получился о любви: второй акт «Тристана и Изольды» предваряли Увертюра из названной оперы и Пять песен на стихи Матильды Везендонк. Чувство к фрау Везендонк и одновременно невозможность союза (оба были связаны узами брака) вдохновило Вагнера положить на музыку легенду о рыцаре Тристане в собственном, конечно, философском, не бытовом преломлении, как поэму о всепоглощающей любви. Словно сценарием будущей музыкальной драмы стали песни для голоса и камерного оркестра, где композитор уже обозначил некоторые темы «Тристана». Уже в ХХ веке другой немец, Ханс Вернер Хенце, сделал собственную, довольно изощренную, инструментовку цикла.
Правда, после исполнения (как читатель уже понял, Юровский, преданный музыкальным изыскам, представил в Москве именно эту версию) осталось ощущение, что вариант Хенце предназначен для камерного зала либо для пространства с идеальной акустикой – объемы концертного зала им. Чайковского словно поглотили ювелирную работу Хенце. А вот солистка, напротив, прозвучала довольно ясно – впрочем, это и ее несомненная заслуга. Уроженка Австрии, почитаемая, кстати, на родине как героиня (автор этих строк была свидетелем ее дебюта на Зальцбургском фестивале в «Орфее и Эвридике» Глюка), меццо-сопрано Элизабет Кульман делает главное: она понимает, о чем поет, идеально строит фразу, уже не говоря об артикуляции; и это уважение к слову тотчас же сказывается на звучании довольно сложного музыкального текста.
Во втором отделении голос Кульман летел с самого верхнего яруса: Брангена предостерегала любовников об опасности (в скобках заметим, режиссерский ход довольно удачный). Эта партия певице по регистровым параметрам просто идеально подходит, и ее реплики воспринимались практически как ангельское пение с небес. Кроме того, звонкий тембр ее голоса оттенял более динамичное  сопрано Ани Кампе, известной своими интерпретациями вагнеровских героинь (самая близкая к нам – Зиглинда в «Валькирии», последнем релизе лейбла «Мариинский» с Валерием Гергиевым и командой солистов). Кампе, вкупе с тенором Штефаном Финке, еще одним доблестным представителем вагнеровской лиги (в его репертуаре – вся галерея партий для драматического тенора в операх композитора), составили дуэт, равный которому мы еще, пожалуй, не слышали – все-таки кое-какие оперы немецкого реформатора мы слышали и в гастрольных вариантах, да и в столице они идут, в том числе и «Тристан и Изольда».
Пожалуй, на сегодняшний день это лучший homage из всех, что до сих пор нам пришлось услышать в Москве. Впрочем, подождем октября, когда финальную точку в череде посвящений поставит Большой театр – там возобновляют «Летучего голландца».       

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Ольга Соловьева

Преимущества КНР сделают многие российские отрасли неконкурентоспособными

0
458
Кассационные суды нашли себе место в системе

Кассационные суды нашли себе место в системе

Екатерина Трифонова

Проверочная инстанция прислушивается к обвинителям охотнее, чем к защитникам

0
418
Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Михаил Сергеев

Всемирный экономический форум оценивает ориентиры очередного пятилетнего плана КНР

0
597
В России упростят конвоирование опасных преступников

В России упростят конвоирование опасных преступников

Иван Родин

Наручники также наденут на осужденных и обвиняемых по некоторым "политическим" статьям

0
490

Другие новости