0
2829
Газета Культура Интернет-версия

23.06.2014 00:01:00

Каждый за себя, Ковент-Гарден за всех

Тэги: гастроли, королевский балет, большой театр


гастроли, королевский балет, большой театр Геометрия «Тетрактиса». Фото Юхана Перссона/ROH

Это поистине королевский подарок перекрестного Года культуры Россия–Великобритания. После первых гастролей британцев в СССР в 1961 году вторых наши балетоманы ждали 26 лет, а следующих – еще 16. 

Созданная Нинетт де Валуа в 1931 году труппа несколько раз меняла названия и площадки, пока окончательно не обосновалась в Ковент-Гарден  и не получила в 1956-м имя Королевского балета, войдя в пятерку ведущих балетных компаний мира. В начале нулевых президентом Королевского балета стал принц Чарлз. 

Нынешние гастроли включали две программы. Вечер одноактных балетов – своего рода «дорожная карта», прочертившая маршрут от священного чудовища английской хореографии Фредерика Аштона («Рапсодия») к тем, кто в наши дни определяет лицо не только английского, но во многом и мирового балета («Тетрактис» Уэйна МакГрегора и «DGV» Кристофера Уилдона).  «Манон»  Кеннета МакМиллана – визитная карточка хореографа и труппы – причислена к лику классических в балетном театре XX века.

Одна из последних работ Аштона, «Рапсодия» (1980) – винтаж, который и сегодня впечатляет покруче любого 3D, услаждая взор, слух и оставляя абсолютно реальное ощущение свежести напоенной ароматом сирени майской ночи. Прежде всего, конечно, благодаря музыке Сергея Рахманинова. Но и тому, как хореографу удалось претворить ее в движении, а художнику по свету Нилу Остину – в атмосфере. Балет создавался для Михаила Барышникова, так что постановщику, сочиняя головокружительные пассажи, не пришлось обуздывать фантазию. Соединить паганиниевскую виртуозность с моцартианской легкостью, добившись безупречной элегантности при полном отсутствии чопорности, с блеском удалось премьеру труппы Стивену МакРею. Его партнерше Лауре Морере, быть может, не хватило индивидуальности, но сила этого абстрактного балета – в настроении и стилевом единстве, а в этом аккомпанирующему центральной паре ансамблю мало найдется равных.

Между тем говорить о единстве стиля в нынешнем Королевском балете непросто. Хранителями его, безусловно, остаются кордебалет и вторые сюжеты. Это особенно разительно в «Манон»: в массовых сценах, в культуре и выделке танцев куртизанок и гостей салона Мадам. Солисты же скорее существуют по закону джунглей – каждый сам за себя, в лучшем случае компенсируя технические и стилистические огрехи оживленной мимической игрой (как исполнитель партии Леско бразилец Тьяго Соарес), в худшем – усугубляя полным отсутствием темперамента и проработки характера (как у Де Грие – Федерико Бонелли). 

В другом случае смешение школ дало, казалось бы, неожиданный положительный эффект. Как правило, отечественные «классики» с определенным образом культивированным телом и отформатированным сознанием, взявшись за современную хореографию, волей-неволей подверстывают ее под «лебединые» навыки. Может получиться классно и очень даже красиво, но совсем не то, что имел в виду автор. На новый уровень поднялась в этом отношении Наталья Осипова. С прошлого года прима-балерина Королевского балета, она в качестве гастролерши вышла на сцену Большого театра в одноактовке МакГрегора. Поставив танцовщиков на пуанты, кажется, лишь для того, чтобы решительнее отмежеваться от связанных с ними стереотипов, МакГрегор сочинил на музыку Баха свой «Тетрактис – искусство фуги» (2014) как головоломный геометрический ребус. И именно Осиповой во всеоружии классической подготовки и упорного многолетнего самосовершенствования, не оправдывая сухую геометрию, а, напротив, доведя ее до абсолюта на грани физических возможностей, удается уловить  и передать ту самую гармонию противоположностей, что, с одной стороны, составляет тайну произведения Баха, а с другой – роднит классику и актуальность.  

 «DGV: танец на большой скорости» – сочинение не столь таинственное. Музыка была заказана минималисту Майклу Найману в начале 90-х в честь запуска высокоскоростной железнодорожной линии во Франции. Свой опус Кристофер Уилдон поставил в 2006-м, восприняв минимализм как однообразие и предоставив артистам Королевского балета самим расцветить его кто чем сумеет. Задачу артисты выполнили с честью.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
310
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
373
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
429
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
420

Другие новости