0
1916
Газета Культура Интернет-версия

11.12.2014 16:59:00

Конкурентоспособность в действии

Тэги: самара, музыка, оркестр, филармония


самара, музыка, оркестр, филармония Фото сайта Самарской филармонии

Нельзя сказать, что гастроли региональных оркестров в Москве сегодня редкость. В 2000-х дорогу на «большую» столичную сцену открыл российским коллективам Фестиваль симфонических оркестров мира (к сожалению, так бесславно канувший в Лету): за семь лет в Колонном зале Дома Союзов играли музыканты из Новосибирска (на первом фестивале успел выступить легендарный Арнольд Кац!), Омска, Екатеринбурга, Саратова, Ярославля, Казани, Ростова-на-Дону. Пожалуй, то, что концепция фестиваля предполагала не только гастроли звезд с мировым именем, но и обязательное выступление российских оркестров, было одним из самых здравых и приятных решений оргкомитета. Кажется, тогда критики, возможно, скептически настроенные (снобистски признающие только Москву и Петербург), вдруг поняли, что и за пределами столиц существует музыкальное пространство довольно высокого качества. Иные российские оркестры оказались под стать лучшим московским, конкурентоспособность других оказалась налицо.

Впрочем, и директор Московской филармонии Алексей Шалашов всегда подчеркивает, что выступления региональных коллективов в Москве – стратегически важное направление в формировании репертуара. Как правило, каждый сезон по приглашению филармонии, Москву приезжают несколько симфонических оркестров. В этом году в числе гастролеров – Уральский филармонический оркестр, Симфонический оркестр Филармонии Якутии SIMPHONICA ARTica, симфонический оркестр Республики Татарстан, симфонический оркестр Белгородской филармонии.

Совсем недавно в Концертном зале им. Чайковского прошел концерт симфонического оркестра Самарской филармонии. Это коллектив с традициями, с легендарным прошлым – в этом году он отмечает 75-летие. Чтобы обозначить историческую миссию оркестра, достаточно сказать, что в 1942-м его музыканты приняли участие в первом исполнении знаменитой Седьмой симфонии Шостаковича; в прошлом веке композиторы доверяли Самарскому филармоническому партитуры своих новых пьес, это и Георгий Свири-

дов, и Арам Хачатурян, и Тихон Хренников, Андрей Эшпай. Сергей Слонимский посвятил городу Самаре свою Пятую симфонию. С оркестром работали лучшие дирижеры и солисты – Кирилл Кондрашин, Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Эмиль Гилельс, Владимир Крайнев, Леонид Коган, Давид Ойстрах, Николай Петров, Святослав Рихтер, Юрий Башмет, Гидон Кремер, Михаил Плетнев – всех не перечислишь.

Сейчас коллектив возглавляет дирижер Михаил Щербаков, прошедший со своими музыкантами самое нелегкое для современной России время – он начал свою работу в Самаре в 1991 году, когда музыкантское дело обесценилось. Тем не менее, за эти годы он сумел сохранить главное – профессиональное отношение музыкантов к своей работе. Самое качество оркестровой игры убеждает в том, что не все так плохо в провинции, как порой рисует воображение критика. А по отношению к своей работе самарские гости, пожалуй, могли бы стать примером для некоторых московских коллективов. И дело не только в том, что гастроли в Москве повышают градус ответственности (но ведь и добавляют волнения), а в степени концентрации, собранности, внимания к дирижерскому жесту, умению слушать и слышать друг друга. Отметим, кстати, что в Москве оркестр не выступал с 2001 года, для многих молодых музыкантов это было первое выступление в столице.

Для абонемента «Симфонические шлягеры» Михаил Щербаков подготовил программу русской музыки: симфоническая поэма Скрябина «Мечты», Первый концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром и симфоническую сюиту Римского-Корсакова «Шехеразада». В «Мечтах» - первом сочинении Скрябина для симфонического оркестра – чувствовалась и связь с чувственной романтической традицией, с одной стороны, с другой – в экстатических кульминациях звучал будущий композитор-революционер. В концерте Рахманинова солировал пианист Александр Гиндин – исполнитель-виртуоз, исповедующий традиции русской фортепианной школы; и по тому, насколько свободно чувствовали себя и пианист, и оркестр, можно говорить о высоком качестве ансамбля – пусть накануне и прошла «генеральная репетиция» концерта в Самаре, где сыграли ту же программу. В «Шехеразаде», возможно, не хватило красочности, или смелости, хотелось добывать изысканности ориентальной причудливости первых частей, безудержной энергии последней. Но вот фактурные пласты, когда даже на форме слышно взаимодействие тематических комплексов, тембровые переклички, наконец, целостность и выстроенность формы всего цикла оркестру, безусловно, удались.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Приграничные регионы восстановят по новым мастер-планам

Приграничные регионы восстановят по новым мастер-планам

Ольга Соловьева

Пострадавшие субъекты РФ будут получать на развитие по 27 миллиардов рублей в год

0
928
Контуры выборов в Госдуму-2026 только начинают проявляться

Контуры выборов в Госдуму-2026 только начинают проявляться

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Переконфигурации парламентской оппозиции по итогам единого дня голосования 2025 года не произошло

0
1092
Мигранты создают риски появления очагов туберкулеза и ВИЧ

Мигранты создают риски появления очагов туберкулеза и ВИЧ

Михаил Сергеев

Медики в регионах сдержанно оценивают эффективность федерального проекта «Санитарный щит»

0
1308
Адвокатура ностальгирует по советской прокуратуре

Адвокатура ностальгирует по советской прокуратуре

Екатерина Трифонова

Постановление Верховного суда о возврате уголовных дел в надзорное ведомство толком не заработало

0
982

Другие новости