0
4748
Газета Культура Интернет-версия

22.12.2014 00:01:00

Как поставить спектакль с нулевым бюджетом

Тэги: беларусь, театр, оперный форум, премьера, паяцы, режиссер, михаил панджавидзе


беларусь, театр, оперный форум, премьера, паяцы, режиссер, михаил панджавидзе Сцена из «Паяцев». Фото предоставлено пресс-службой театра

В Большом театре оперы и балета Республики Беларусь прошел Пятый международный рождественский оперный форум. Завершился он традиционным гала-концертом, а начался премьерой: главный режиссер театра Михаил Панджавидзе поставил оперу «Паяцы».

Рождественский форум был задуман как своеобразная площадка для общения, обмена опытом. Подобный фестиваль здесь прошел в постперестроечные годы – но из-за политической ситуации первый форум оказался последним – по крайней мере до тех пор, пока его не возродили в 2010-м. Тогда в Минск приехала Латвийская национальная опера с «Травиатой», Новая опера с «Севильским цирюльником», на следующий год Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко показал здесь свою «Травиату», еще через год форум вышел за географические рамки СНГ – в исполнении артистов Софийского театра оперы и балета впервые в Минске прозвучала опера Вагнера «Зигфрид». Тогда же здесь прошел знаменитый вокальный конкурс Competizione dell'Opera (каждый год его принимают разные страны).

В этом году минский Рождественский форум обзавелся своим конкурсом вокалистов, его выиграл певец из Узбекистана Рамиз Усманов (Гран-при), первая премия досталась белорусской певице Марии Шабуня, вторую и третью премии получили украинка Валентина Феденёва и грузин Лаша Сеситашвили. 

Конечно, ежегодно театр показывает и собственные премьеры, начиная с инаугурационного «Набукко» (этим спектаклем в постановке Михаила Панджавидзе открылся театр после реконструкции), «Аиды», «Севильского цирюльника», «Тоски», «Турандот» и заканчивая «Паяцами». Помнится, «Набукко» пестрил всяческими технологическими приемами – режиссер отрабатывал задачу показать роскошную «начинку» сцены. Пышными с оформительской точки зрения были и другие спектакли, но вот в «Паяцах» Панджавидзе пошел по принципиально иному пути. Возможно, в ответ на расхожее мнение «при таких бюджетах любой справится». В новой постановке бюджет, кажется, стремится к нулю – даже костюмы сшиты из тканей, которые были в запасе. Декорации первого действия – вешалки с театральными костюмами, второго – подиум и воздушные кулисы. «Работает» и черный задник сцены, и световое оборудование (например, когда в первом действии все оснащение опускается и зависает почти над головами у героев, становится не по себе). Этот спектакль – в театре и о театре. Дирижер вдруг оказывается героем спектакля: артист начинает пролог из ямы и перебирается на сцену, уступая место маэстро Виктору Плоскине. Действие начинается «с конца» – только не «Паяцев», а «Аиды» – мы видим финальные поклоны и всю ту работу, которая начинается за закрытым занавесом. Разбегаются артисты, начинается демонтаж декораций, уборщики начинают мыть сцену, парочка «балетных» объясняется в любви, мечтательная помощница режиссера застывает на троне фараона с клавиром знаменитой оперы Леонкавалло. 

Знаменитых гастролеров встречает толпа журналистов в сопровождении охранников звезды (судя по блестящим костюмам а-ля Элвис Пресли, эстрадных) поднимаются на сцену и дают пресс-конференцию. Стареющая прима Недда (Нина Шарубина) влюблена в молодого осветителя Сильвио (Илья Сильчуков), друг ее мужа Тонио (Сергей Москальков) – в нее. Здесь, за кулисами, в окружении старых театральных костюмов и реквизита – их жизнь. И в конечном счете ты уже не понимаешь – супруг ты или артист, мужчина или паяц, одно проникает в другое, так захватывает тебя театр: однажды – и навсегда. Знаменитый грузинский тенор Теймураз Гугушвили поет знаменитую арию «Смейся, паяц» буквально на разрыв аорты, так что зрители готовы устроить овацию, не дожидаясь финала. А дальше – все как в театре, где всегда есть момент неожиданности и импровизации. Режиссер предполагает, что Паяц-Канио, после того как расстреляет любовников, а заодно и еще полтеатра (всех, кто под руку попадет, включая зрителей), все-таки застрелится сам. Так и было в первом спектакле. Во втором, где как раз и пел Гугушвили, актер выпустил все патроны досрочно – так что пришлось ему сымпровизировать и стать жертвой сердечного приступа. Впрочем, такие моменты только работают на режиссерский замысел, создавая многослойную смысловую фактуру. 

Второй премьерный спектакль прошел в камерном зале театра: вечер одноактовых спектаклей Михаила Панджавидзе. Премьерой была только вторая опера – «Служанка-госпожа» Перголези, первую – «Капельмейстер» Чимарозы показали еще месяц назад. В «Капельмейстере» амбициозный певец решает проявить себя в качестве дирижера: пока настоящий маэстро (Андрей Иванов) говорит по телефону, самозванец устраивает репетицию, где третирует музыкантов оркестра, заставляя их раз за разом отрабатывать партии. Правда, за внешней игривостью и легкостью скрывается довольно виртуозная баритоновая партия – работает псевдомаэстро (Сергей Лазаревич) без устали и все 30 минут кантаты поет. Оказалось, что путеводители по оркестру существовали и в XVIII веке: пока идет «репетиция», можно запомнить всех представителей и струнной, и духовой группы. Особенно выделяется контрабасист, единственный осмелившийся спорить с «дирижером», – после их сценки, что такое контрабас, запомнит любой. Основное место действия «Служанки-госпожи» – кровать. Это и поле битвы, и алтарь: проворная служанка (Елена Синявская) не выпустила господина (Дмитрий Капилов) из постели, пока тот не сдался и не объявил о помолвке. Веспоне (Олег Гордынец) периодически выполняет функции глашатая: речитативы идут на русском, а вот арии – на итальянском, и тогда слуга в остроумной форме провозглашает содержание арии. 

Главной героиней «Пиковой дамы» (режиссер Пламен Карталов, Болгария) стала Ирина Богачева, исполнившая партию Графини: певица показала редкий класс и вокального, и актерского мастерства. Впрочем, когда сходится легендарная певица и легендарная партия, эффект всегда предсказуем.

Минск–Москва  

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
406
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
498
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
154
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
531

Другие новости