0
6330
Газета Культура Интернет-версия

05.07.2016 00:01:00

Теодор vs. Густав

Тэги: дягилевский фестиваль, оркестр, концерт, теодор курентзис, густав малер


дягилевский фестиваль, оркестр, концерт, теодор курентзис, густав малер Перед грандиозным финалом дирижер взял паузу. Фото Александры Муравьевой предоставлено пресс-службой Дягилевского фестиваля

Стоячими овациями завершился концерт оркестра MusicAeterna и Теодора Курентзиса в Большом зале консерватории. Курентзис представил столице Шестую симфонию Густава Малера – часть собственной «малерианы». В эти дни начинается ее фиксация – проходит запись Шестой, она положит начало выходу всех симфоний Малера в исполнении MusicAeterna и Теодора Курентзиса на дисках.

Курентзис планирует записывать по симфонии в год; известно, что следующий Дягилевский фестиваль завершится исполнением Первой. Будем надеяться, что, как и в этот раз, на бис заключительный концерт повторят в Москве.

Для таких масштабных партитур Курентзис собирает фестивальный оркестр – к основному костяку MusicAeterna присоединяются лучшие столичные и европейские музыканты, не только оркестровые, но и именитые солисты (из тех, кого хорошо было видно, это скрипачи Айлен Притчин и Юлия Игонина, кларнетист Валентин Урюпин). О каждой из групп можно писать самые восторженные слова, настолько профессиональной и даже безупречной была работа музыкантов, а группа валторн заслуживает наивысшей похвалы: такого деликатного легато на пианиссимо, такой выразительной нюансировки не приходилось слышать и в самых лучших коллективах, что гастролировали в Москве. 125 музыкантов, согласно анонсированному количеству, как загипнотизированные следят за маэстро, и эта их «флюидная» связь есть залог взаимного успеха. (Можно себе только представить, что исполнение Восьмой, названной Симфонией тысячи музыкантов, станет шоу, подобным выступлениям молодого Дэвида Копперфильда.)

Вообще слово «шоу», или – назовем это более консервативно – «перформанс», искусству Курентзиса не чуждо. Он специально срывает аплодисменты зала, чтобы перекрыть их звучанием музыки – и восторженное приветствие срывается мрачным маршем. На бис он играет «Танец семи покрывал» из «Саломеи» Штрауса, скорее не противопоставляя, а смыкая один из самых чувственных фрагментов в истории музыки с титаническими, исступленными поисками грани между жизнью и смертью, между смертью и «послесмертием!». Кажется, исходная точка для Курентзиса – искусство как таковое, это его жизнь, смерть и «послесмертие». Он наслаждается самим процессом постижения сочинения – от частного к общему, от деталей оркестровки, фразировки, нюансировки, голосоведения до тайны конструкции, «здания» – но не его смысла. Восторг от этого процесса он и передает слушателю. Вот вагнеровские кульминации, а вот – предчувствия грядущего открытия новой венской школы, шенберговского Klangfarbenmelodie. Но, согласно Малеру, «какой-то остаток мистерии есть всегда», и тут он был: не патетических в ударах огромного молота, а в потустороннем звучании альпийских колокольцев, словно это присутствие самого автора.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Президент оценил работу правительства над инфраструктурным планом

Президент оценил работу правительства над инфраструктурным планом

Михаил Сергеев

Глава государства поручил начать рассмотрение обращений граждан к новой «Прямой линии»

0
445
Регионы разделят на «доноров технологий» и «реципиентов инноваций»

Регионы разделят на «доноров технологий» и «реципиентов инноваций»

Ольга Соловьева

Вместо «размазывания» науки по стране появятся каналы распространения достижений в субъектах РФ

0
500
Коммунисты на местах осмеливаются не признавать итоги выборов

Коммунисты на местах осмеливаются не признавать итоги выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

ЦК КПРФ не мешает точечному обострению, но претензий к власти не обобщает

0
509
Правительство продолжает разгружать тюремную систему

Правительство продолжает разгружать тюремную систему

Екатерина Трифонова

Наказание в виде ограничения свободы дорабатывают в связке с принудительными работами

0
558

Другие новости