0
2397
Газета Культура Интернет-версия

08.09.2016 00:01:00

Даешь стране премьеры!

Тэги: госоркестр, насо, концерт, евгений светланов, ефрем подгайц, мировая премьера


госоркестр, насо, концерт, евгений светланов, ефрем подгайц, мировая премьера Фото сайта Госоркестра им. Светланова

Госоркестр (ГАСО) традиционно открыл сезон в Москве 6 сентября концертом памяти своего легендарного руководителя в день рождения Евгения Федоровича Светланова. Ключевым моментом программы стала мировая премьера сочинения Ефрема Подгайца AGES – пьеса-посвящение к 80-летию коллектива. Кульминацией концерта стала московская премьера сочинения Всеволода Задерацкого «Завод».

Одновременно этим концертом открылся и филармонический абонемент оркестра: нетрудно догадаться, что и он посвящен юбилейному сезону. В прошлом году худрук ГАСО Владимир Юровский пообещал посвятить этой дате 80 премьер, о чем и напомнил со сцены, правда, с оговоркой, что выступления не только мирового значения, но и местные. А заодно и презентовал слушателям новое сочинение Ефрема Подгайца, подчеркнув, быть может, и не намеренно, что заказано оно не было, а некоторым образом «оказалось в библиотеке оркестра». Но когда в библиотеке оркестра оказывается пьеса с прямым посвящением, да к тому же с зашифрованными в названии именами двух прославленных руководителей ГАСО Александра Гаука и Евгения Светланова, не исполнить ее невозможно. Пьеса написана в форме вариации (по крайней мере так кажется после одного прослушивания) на мотив AGES (ля-соль-ми-ми бемоль). Драматургически вариация выстраивается по формуле «через тернии – к звездам», где звезды – торжественный апофеоз, тернии – самого разного рода переживания: романтические, драматические и ностальгические. Музыкальный язык сочинения синтезирует все то, на что способны заложенные в монограмме интервалы: например, певучая большая и малая сексты отвечают за мечты и печали, тритон – за страдание, мерцающая увеличенная прима ми-ми бемоль – за напряжение, борьбу или за авангардный музыкальный язык (в XXI веке все живем). Прозвучавший следом Четвертый фортепианный концерт Рахманинова вызвал чувство недоумения: после красочного опуса Подгайца, скорее интровертная партитура Рахманинова никак не хотела «ложиться» на уши и на душу, но это, может быть, особенность индивидуального восприятия. Объективно же казалось: всем, и прежде всего самим музыкантам, на сцене было скучно. Оркестрантов не заряжал солист, обратного тока тоже не шло. Алексей Зуев – уроженец Санкт-Петербурга, он учился в зальцбургском Моцартеуме у Алексея Любимова, где сейчас преподает. Оказался весьма профессиональным, но не слишком харизматичным пианистом, не почувствовалось в нем и в его интерпретации индивидуальности.

В общем, куда любопытнее оказалось второе отделение, где прозвучали, по авторскому определению, симфонический плакат Задерацкого «Завод» и Вторая симфония Прокофьева. Музыка Задерацкого переживает сегодня ренессанс в основном стараниями его сына, или даже собственно открытие, ведь многое исполняется впервые. Знаменитый полифонический цикл, записанный композитором в Когалымской ссылке (его биография – предмет для отдельного описания) на телеграфных бланках, прозвучал впервые лишь совсем недавно, в Москве и Санкт-Петербурге (на фирме «Мелодия» готовится к выходу диск). Пришло время «Завода», партитуры, написанной в духе своего времени, энергично стремившегося вперед: пусть маховик событий, дерзновений и открытий и пожирал человеческую жизнь (сегодня, пожалуй, торжественную тему, которая венчает вариации и звучит только в конце пьесы у 12 трубачей, можно трактовать и не в парадно-показном стиле).

Симфония Прокофьева в каком-то смысле по направлению предвосхищает или рождается в одном творческим котле с конструктивистским посылом «Завода». Впрочем, в исполнении ГАСО и Юровского доминировали не «стихия железа и стали» первой части, а тихое и наполненное внутренней энергией лирическое Larghetto в вариациях второй (вот оно, мастерство Юровского в составлении программ!), которое и унесло слушателя через тернии – к звездам.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Рост бюджетного финансирования ЖКХ обгонит увеличение расходов на оборону

Рост бюджетного финансирования ЖКХ обгонит увеличение расходов на оборону

Михаил Сергеев

Доля нефтегазовых доходов снизится в 2026 году до рекордно низкого уровня

0
517
Власти ограждают присяжных от сомнений в виновности

Власти ограждают присяжных от сомнений в виновности

Екатерина Трифонова

Законодательная инициатива о "суде народа" по делам о самообороне не вписалась в формальности

0
520
Президент США намерен помирить Россию и Украину в плановом порядке

Президент США намерен помирить Россию и Украину в плановом порядке

Геннадий Петров

Москве, Киеву, Брюсселю и Вашингтону предложено договориться на условиях Трампа

0
764
На потребительском рынке столкнулись два типа экономики

На потребительском рынке столкнулись два типа экономики

Анастасия Башкатова

Граждане по-прежнему ищут лучшее соотношение цены и качества

0
692

Другие новости