1
8633
Газета Культура Печатная версия

25.01.2017 20:37:00

Кто губит русский репертуарный театр

Культура страдает не от "неправильных" творцов, а от утилитарности экономического подхода

Тэги: минкультуры, театр, театральная политика, оптимизация, экономические реформы


минкультуры, театр, театральная политика, оптимизация, экономические реформы Фото сайта mkrf.ru

В Министерстве культуры состоялось очередное заседание рабочей группы по литературе, искусству и народному творчеству Общественного совета (ОС). Одной из заявленных тем значилось «состояние современного российского театра». Из рядовой повестки заседания тема приобрела горячий дискуссионный характер, разделив президиум и выступающих по разные стороны баррикад. Новые способы оптимизации на примере столичной театральной политики в ходе обсуждения советом были названы губительными.

Состояние современного российского театра руководителями совета было сразу и бесповоротно признано упадочным. Во-первых, потому что современный театр-де ничего не способен дать для «духовного возрождения нации». А во-вторых, потому что сегодня уничтожается святое – «традиционный реалистический русский театр». Вот это «во-вторых» и стало камнем преткновения. Ведь важно понять, кто так злостно год за годом разрушает и уничтожает наше все? Может быть, Богомолов с Серебренниковым (куда их только не приплетают!)?

Праворадикалам, для которых традиционный театр – инструмент идеологии, выступавшие оппоненты противопоставили неидеологизированные факты. И оказалось, что разрушают «великий русский театр» совсем не либералы с «культурой ширинки», как назвал всех «нетрадиционалистов» председатель совета Павел Пожигайло, а новые экономические реформы и бюрократизм. Этого не ожидали, кажется, и сами чиновники, начавшие заседание с духовных скреп и Достоевского. Оказалось, что проблемы куда мельче, но разрушительное их действие глубже, чем разнящиеся эстетические взгляды. Репертуарный театр никак сегодня не защищен от экономических нападок (оптимизаций, сокращений), а вслед за ними и политических. Как сказал сам Пожигайло: «Создается опасная тенденция все контролировать». Вообще члены ОС и сами боятся гнуть свою линию до конца. Могут рассуждать о «свободе развращения зрителя», которым якобы отравлен современный российский театр, и в то же время подтверждать, что только художник может ставить себе оценку.

Николай Бурляев, зампред совета, очень ко времени вспомнил закон, подписанный Ельциным в 1992 году, о том, что Минкульт не имеет права влиять на культурную политику государства и устранен от ответственности за духовно-нравственное состояние страны. Основной задачей должно быть «обеспечение прав и свобод работников в области культуры». Однако истолковал он его, естественно, в жестко консервативном духе, удивив своим напором даже соседей по президиуму. Бурляев предложил Минкульту вернуть в театры художественные советы. Елена Драпеко от лица Госдумы предложила вместо них советы общественные, чтобы наверняка – ведь художественные уже были когда-то уничтожены. Общественные советы, по ее мнению, будут свободны от власти денег, которую сегодня боятся руководители театров: не то скажешь – и денег не получишь.

Разрушение театра ОС в своем мнении связал с «новоявленными эпатажными режиссерами», которые «разводят грязь на сцене». Но не только. Еще с реформой по «перепрошиванию театров» (выражение Бурляева), начавшейся три года назад. Ребрендингом столичных Театра им. Гоголя в «Гоголь-центр», Драмтеатра им. Станиславского в Электротеатр, «Таганки» – в директорский театр.

Позитивную трансформацию мертвых театров в новые культурные точки на карте города в реальности оспаривать сложно. Тем более что два из трех примеров – удачное сосуществование репертуарного театра с новейшим, проектным. Кроме последнего – Театра на Таганке, в чем, возможно, и стоит согласиться. Этот случай обновления театра – наименее удачный.

Представители таганской труппы, актеры Алексей Граббе и Татьяна Сидоренко, прошедшие руководство Любимова, Эфроса и Золотухина, озвучили объективные факты: 60 человек штата уволено, в том числе завлит театра за ненадобностью, начальники цехов ушли сами, оставшиеся спектакли Любимова «замалчиваются» – не рекламируются, на новые спектакли зрители не ходят. Объективные, потому что за два года управления Ирины Апексимовой театр действительно не зазвучал заново, а масштабный проект, призванный обновить репертуар постановками молодых режиссеров, был интересен разве что актерам, изголодавшимся по работе. Проект директорского театра без творческого лидера во главе коллектива превратился не в перерождение, а в доживание.

Следующая волна реформ: финансовая оптимизация – уничтожение штата. Введение повсеместной контрактной системы для всех работников культуры, закон о которой отказалась принять Госдума. Закон не приняли, но идея воплощается в жизнь, не прямо, но косвенно. Штатных сотрудников в театрах планируют сокращать. Об этом рассказала актриса Театра на Малой Бронной Светлана Первушина. Ситуация для театра, где она состоит в профкоме, следующая: в целях оптимизации департаментом театру было предложено уволить 50 человек или 100 человек перевести формально на полставки, а недостающие до прежнего уровня заработной платы средства доплачивать из внебюджетных доходов. Понятно, что такая ситуация может продлиться только при ныне действующих худруке и директоре, если же им не продлят контракты, договоренность о доплатах исчезнет. В театре сегодня вынуждены перевести на такую систему все цеха и часть труппы, преимущественно молодую.

Если есть слаженная, успешная, наработанная годами и воспитанная поколениями труппа – вот что нужно не потерять. Увеличение заработной платы за счет сокращения коллег – деньги, которые не нужны, если получены таким путем, как верно отметила другая актриса в ходе обсуждения.

Проблему сохранения труппы и ее творческого уровня, а также значимости сформированного театром репертуара подняла Ольга Галахова, заместитель худрука Губернского театра. Театр сегодня разрушается изнутри – актеры снимаются в сериалах, количество которых на телевидении зашкаливает. В крупных театрах на 100 человек актеров может быть по 60 человек приглашенных. К тому же, как именно сегодня театр задействует в репертуаре труппу – тоже проблема.

Так что кроме грядущих изменений, чем пугали, запуская реформу нового финансирования столичных учреждений, – превращение репертуарных театров в прокатные площадки, назначение на лидерские позиции «эффективных менеджеров», а не творческих кадров – есть давно существующие утраты в организме репертуарного театра. И, думается, сохранять театр нужно не запретами или осуждением неправильной трактовки Гоголя или Пушкина и криками о бездуховности, которые так часто слышны от чиновников, а помощью, реальной поддержкой театру.

На заседании прозвучала утопическая идея: нужно вывести культуру из рыночных отношений. Это невозможно, да и не нужно. Новые реформы (попытка наладить прозрачную схему дотаций городским театрам по степени их успешности) правомерны – здоровая конкуренция на рынке избыточного предложения быть должна. Но вот сохранить театр живой консолидацией творческих и экономических идей, а не мертвым музейным экспонатом, как это зачастую стремятся сделать ведомства, осуждая любые поползновения и возможности для театров быть современными (и внутри и снаружи), – задача параллельная, пока в грамотных решениях и конкретных предложениях не артикулированная.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На поимку ограбившего отделение Сбербанка налетчика ушло менее суток

На поимку ограбившего отделение Сбербанка налетчика ушло менее суток

Владимир Полканов

0
1642
Как промышленности побороть импортозависимость

Как промышленности побороть импортозависимость

Ольга Ларина

0
687
Разнонаправленное развитие немецкого бизнеса в России

Разнонаправленное развитие немецкого бизнеса в России

Олег Никифоров

0
2000
Премьером Франции стал «социальный голлист»

Премьером Франции стал «социальный голлист»

Юрий Паниев

Жан Кастекс вывел страну из режима чрезвычайной санитарной ситуации

0
1838

Другие новости

Загрузка...