0
2422
Газета Культура Печатная версия

23.01.2020 18:35:00

Кураспатом быть обязан. В галерее XL художник Роман Сакин учит оздоровлению через точку в.п.

Тэги: выставка, роман сакин, кураспатия


выставка, роман сакин, кураспатия В центре выставочного зала стоит манекен кураспата. Фото с сайта www.xlgallery.ru

Пространство галереи XL, где открылась выставка Романа Сакина «Кураспатия. Общие принципы», напоминает теперь здравницу. В центре зала стоит манекен кураспата, в углу транслируют показательное видео с кураспатической зарядкой, зрители топчутся возле бумажных моделей и листков с разъяснениями. Согласно художнику, «кураспатия» – слово, образованное от латинского cura – «лечить» и spatio – «пространство». Над разработкой этой «философско-лечебной системы» художник работал с 2017-го, и в 2020-м она заставляет вспомнить работы концептуалистов.

Когда премудрости народной медицины, экстрасенсов и т.д. сдают позиции перед блогерскими постами на тему ЗОЖ, когда на пациента в поликлинике отведено около 10–15 минут, когда мода на то, что было полезным, а стало вредным, меняется с некоторой головокружительностью, в дело вступает художник.

Роман Сакин вбрасывает в это поле новую идею, откликаясь на чаяния, разочарования, стремления к единению с природой и святую веру в полное излечение с помощью подручных средств. Словом, на то, на что запрос в массах всегда велик. Сюда же нужно присовокупить потребность в терминологии, звучащей непонятно и оттого притягательно, да стремление физику (лечение) объединить с подобием лирики (кураспатия, напомним, – лечебная система с философским уклоном). А то и другое сделать универсальным, ведь предложенную методу, как выясняется, можно применить «к любой деятельности человека».

Итак, исходные данные: кураспатия – лечение, основанное на восприятии человеком пространства. Испытуемый ищет разные свои центры взаимодействия с этим самым пространством, главный из которых – точка в.п. (восприятия пространства), расположенная, согласно инструкции, где-то в середине тела. Дальше в ход идут процедуры – лежание голым на заснеженном поле («пустое заснеженное поле вызывает чувство одиночества и незащищенности, и это усиливает эффект лечебного пространства»), сидение ночью в яме, по периметру которой разведен огонь, хождение по кругу с бревном, упражнение на трепыхание крыльями («голый кураспат становится к прибору, берется за рукоятки и начинает махать крыльями, представляя себя летящим и не забывая думать о точке в.п.»), лечение головы с помощью поднимающегося и опускающегося кольца... Все это, повторим, дополнено наглядными бумажными модельками и крохотными книжицами – там приведена пошаговая инструкция.

Этот проект напоминает работы группы концептуалистов «Коллективные действия» (КД) в целом и ее основателя Андрея Монастырского в частности. В известных объектах Монастырского «Пушка» и «Ветка» предполагается то «всматривание» в черноту внутри трубы и включение дребезжащей пушки (это всё), то «вслушивание» в «музыкальный инструмент» ветку, что крепится на катушки от скотча, пока авторская надпись рядом сообщает, что «какой бы отрывок из статей Штокгаузена о Веберне я бы здесь ни использовал, все равно это была бы, как говорится, «не та музыка», «не совсем то» и т.д.»). В «Поездках за город», акциях группы КД для избранного круга осуществлялся некий план действий. В том и другом случае декларируемое «не совпадало» с результатом в общепринятом смысле, акцент смещался на процессуальность, восприятие, ожидание и игнорирование того, что в подобном случае могло бы быть пресловутым «результатом» в официальной культуре. В этом смысле Роман Сакин тоже действует методами концептуалистов: в эпоху новых инструкций его абсурдистская система превращает работу в ритуал, тоже акцентирует процессуальность, тоже препарирует причудливые взаимоотношения слова и картинки. Его «Кураспатия» живет, пожалуй, где-то между инсталляцией, концептуальным альбомом и плакатами да щитами с бесконечными воззваниями к общественности (вроде каких-нибудь противопожарных стендов, которые в свое время были так важны, например, для других концептуалистов – Ильи Кабакова или Виктора Пивоварова).

О пользе искусства рассуждать уже пошло. Может, та самая cura это cura te ipsum – «исцели себя сам». Может быть, sine cura. Читая пояснения, зрители довольно быстро понимают, в каком направлении все это будет развиваться. Посмеиваются и не уходят, толпятся, как у минеральных источников с поильниками. Сам процесс затягивает. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Дюрер и Рембрандт в эпоху Instagram и личного присутствия

Дюрер и Рембрандт в эпоху Instagram и личного присутствия

Дарья Курдюкова

Пушкинский музей открылся для зрителей и продлил выставку графики

0
431
Двойная жизнь эпохи "навсегда"

Двойная жизнь эпохи "навсегда"

Дарья Курдюкова

В Новой Третьяковке открылась выставка о времени застоя, но от этого термина здесь отказались

0
2612
Выставка "Неизвестный Берлин. Май 1945"

Выставка "Неизвестный Берлин. Май 1945"

0
642
Поколение XXI пришло в Третьяковку

Поколение XXI пришло в Третьяковку

Дарья Курдюкова

Музей получил в дар около 150 работ известных современных художников

0
2577

Другие новости

Загрузка...