0
3235
Газета Культура Печатная версия

22.03.2020 17:39:00

В "Зарядье" скандировали стихи Вознесенского

Мультиинструменталист Петр Главатских представил новую программу "Рацио"

Тэги: концерт, петр главатских, рацио, зарядье


концерт, петр главатских, рацио, зарядье Петр Главатских решил «поверить алгеброй гармонию». Фото Елены Квиты из архива музыканта

В Малом зале «Зарядья» прошел концерт известного перкуссиониста, мультиинструменталиста Петра Главатских. «Человек-барабан», как сам себя называет музыкант, сделал большой подарок любителям и ценителям современной академической музыки, исполнив сочинения XX века и сегодняшних авторов. В свете недавних событий хочется добавить – успел исполнить.

Поклонникам деятельности Петра Главатских никакой коронавирус, вероятно, не помеха: концерт в «Зарядье» собрал публику, которая пришла пережить инструментальное действо, несмотря на всяческие призывы сократить походы на массовые мероприятия. В этот вечер с перкуссионистом на равных оказался вокальный ансамбль «Практика» – девичий коллектив под руководством Ольги Власовой, который возник на базе одноименного театра и вот уже год восхищает своими интерпретациями современных вокальных партитур. Вместе с героем вечера они представили программу «Рацио», где попытались объединить «рациональные» сочинения, созданные по законам математики и логики, и «иррациональные» – возникшие под впечатлением текста, сюжета, картины, созданные интуитивно, вдохновенно. Другая концепция программы звучит так: спор физиков и лириков. Петр Главатских и его команда решили «поверить алгеброй гармонию», то есть продемонстрировать пьесы с различными ритмическими причудами и сочинения, в основе которых мелодия или созвучия.

Как раз одним из примеров иррационального и лирического стала новая пьеса Алексея Сюмака – «Мамур» для маримбы и вокального ансамбля на стихи Эзры Паунда (строго говоря, это переложенная для голоса и маримбы вторая часть его пьесы «Клятва»). Тихие звучности, возвышенно-строго исполненные солистками «Практики», погружали в то самое состояние гармонии, создавали атмосферу умиротворенности и покоя. Чего нельзя было сказать о другой премьере вечера – «Ностальгии» молодого композитора Даниила Посаженникова. Несмотря на романтичное название и наличие стихов Андрея Вознесенского, сочинение оказалось отнюдь не философски-сентиментальным: вокалистки, как на митинге, скандировали фразы из текста, переходили на фальцет и эстрадную манеру пения, а Петр Главатских и его напарница Прасковья Тынянских поражали публику энергией барабанного ритма – все это напомнило эдакий рейв или нечто от перформансов Сергея Курехина. А для тех, кто к такой музыке пока не привык, Петр Главатских исполнил в конце первого отделения длинное-длинное минималистское сочинение Григория Смирнова – «Зеркала пустоты» для маримбы и электроники.

Второе отделение превратилось в настоящий театр – причем греческий. Триптих Яниса Ксенакиса, составленный из двух частей произведения Rebonds («Отскоки») и вокального опуса «К Елене», обрел театральную форму, талантливо воплощенную молодым режиссером Елизаветой Мороз. В «Отскоках» Петр Главатских завораживал сменой различных тембров ударных инструментов, перемещаясь по сцене под освещением темно-синих софитов. Историю о Елене – той, что привела к Троянской войне, – рассказал чтец Ипполит Харламов (вернее, озвучил собственный перевод стиха Георгиоса Сефериса, утверждавшего, что вместо Елены на самом деле была ее тень). Это экстатическое действо, в котором солистки «Практики», подобно хору в античной трагедии, комментировали фразы чтеца, на мгновение перенесло в некий потусторонний, ирреальный мир, заставив забыть о насущном и тревожном – равно как и весь концерт Петра Главатских, музыканта с большой буквы и к тому же отличного рассказчика, не преминувшего в финале вечера с юмором прорекламировать свой Instagram. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Теодор Курентзис: "Я был поражен, насколько люди мечтают играть музыку"

Теодор Курентзис: "Я был поражен, насколько люди мечтают играть музыку"

Надежда Травина

Жар души моей потуши

0
569
 Концерт.  К 85-летию со дня рождения Елены Образцовой

Концерт. К 85-летию со дня рождения Елены Образцовой

0
306
Деян Савич: «Развивать и укреплять культурные связи с Россией – одна из задач, которые стоят передо мной»

Деян Савич: «Развивать и укреплять культурные связи с Россией – одна из задач, которые стоят передо мной»

Марина Гайкович

Дирижер и советник президента Сербии выступил на фестивале «Рахлинские сезоны»

0
878
 Выставка "Русский сад"

Выставка "Русский сад"

0
1723

Другие новости