0
1194
Газета Культура Печатная версия

14.09.2021 17:58:00

«Гараж» на страже времени. В Парке Горького учат не думать о секундах свысока

Тэги: музей, выставка, гараж


музей, выставка, гараж Сунь Фужун. Десятилетие. Из серии «Искусывание». Фото агентства «Москва»

На открывшейся в Музее современного искусства «Гараж» выставке «Служба времени. О природе длительности, преодоления и аффекта» кураторы Снежана Кръстева и Андрей Мизиано играют словами. Название проекта с 40 документациями перформансов, инсталляциями и объектами, сделанными художниками разных стран – от Она Кавары до Никиты Алексеева, от Нам Джун Пайка до Лучезара Бояджиева – по-английски звучит как Spirit Labor («Работа духа», или, как здесь пишут, «Труд») и адресует к одноименному киноэссе британского куратора и историка перформанса Адриана Хитфилда. Работа ли духа, время или преодоление – категории довольно общие, вообще в искусстве ко многому применимые, но это не отменяет ценности проекта как подборки важных произведений на вечную тему.

У повествования нет глав, но есть кельи. Небольшие тесные пространства (архитектурой занималось бюро Grace), которые кураторы сравнивают с кельями, перетекают друг в друга, пока зритель проживает время выставки. «Анфилада» этих келий прерывается лишь единожды инсталляциями Вячеслава Ахунова, Юрия Альберта и Сунь Фужун. Тут ядро проекта.

«Мантры СССР» – коллекция артефактов советского общественного быта, от портретов вождей и партийных деятелей до убористых конспектов из коммунистических учебников, которую Ахунов начал собирать в 1975-м и продолжает до сих пор. Тут музей, ну, или склад жизни, тысячи трудодней, проведенных в попытках внутренне это изжить. С «Мантрами» отчасти рифмуется армия зеленой униформы, поставленная китайской художницей Сунь Фужун («Десятилетие» из серии «Искусывание»). Методично выстригаемые ею клочки ткани придают комплектам чжуншань вид потрепанных жизнью и поеденных молью, и со стороны художницы это тоже стратегия преодоления.

Между двумя этими инсталляциями зажата, что, впрочем, не мешает ее концептуальному дыханию, работа Юрия Альберта I’m still alive: зеркала по числу дней в году – на каждом отпечатки дыхания художника. С одной стороны, в названии звучит отсылка к знаменитому одноименному проекту Она Кавары, с другой, у Альберта принципиален зеркальный фон, отражающий, «впитывающий» происходящее вокруг.

О переживании длительности времени, которое вместе с тем оказывается относительно короткой вспышкой, тут говорит, в частности, работа узбекского художника Вячеслава-Юры Усеинова. «Тень несуществующего дома» – картина, которой открывается экспозиция, посвящение некогда эмигрировавшему другу, создававшееся 11 лет, время, в которое сам дом уже был снесен. «Один миллион лет» Она Кавары, два книжных тома, на чьих страницах просто перечислены годы – лаконичное и красноречивое напоминание о том, что и большие исторические события, и жизни отдельных людей уместились бы в пределах одного разворота. С числами или образами как метками прошедшего времени здесь вообще связано много работ и вопросов о том, насколько (не) тождественен прожитый опыт и абстрактный знак, символ.

У классика перформанса, тайваньско-американского художника Тейчина Сье, уже в силу длительности проектов жизнь и искусство неотделимы друг от друга. Тут речь идет о времени как протяженности, буквально проживаемой день за днем, когда, к примеру, в одном из своих «Перформансов длиною в год» он с осени 1981-го год жил буквально без крова, не заходя ни в какие помещения. До того Сье остриг волосы и в течение 12 месяцев ежечасно отмечался на табельных часах и фотографировал себя, фиксируя изменения.

В нынешней выставке время, возможно, намеренно внешне как будто не структурировано по темам и разделам, в этом смысле вы оказываетесь как будто внутри эссе. Но повороты сюжета есть, просто это самое время то сгущается, то разрежается, пока эпизоды-работы «наплывают» друг на друга. Преодоление не только времени, но особенно преодоление себя, что в искусстве, что в жизни, что в объединяющем их перформансе, – смысловой нерв теперешней «Службы...».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Один Пименов, два художника

Один Пименов, два художника

Дарья Курдюкова

Выставочный сезон в Новой Третьяковке открыли ретроспективой живописца

0
1865
 Ввыставка.  Эдгар Планс. Свобода мечтать и жить

Ввыставка. Эдгар Планс. Свобода мечтать и жить

0
418
Выставка  «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924»

Выставка «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924»

0
441
У нас. Выставка памяти Блока и Гумилева. Конкурс короткого рассказа об Арктике. Поэты и их игры

У нас. Выставка памяти Блока и Гумилева. Конкурс короткого рассказа об Арктике. Поэты и их игры

0
667

Другие новости

Загрузка...