0
7157
Газета Культура Печатная версия

21.07.2022 18:52:00

Патриотизм по-сибирски

На 13-м музыкальном фестивале "Лето в Тобольском кремле" публике представили оперу "Жизнь за царя"

Тэги: тобольск, кремль, музыкальный фестиваль, опера


тобольск, кремль, музыкальный фестиваль, опера Украшением спектакля-концерта стали видеопроекции, выстроенные в логический ряд. Фото Евгения Никитина

Тобольск – древний город русской Сибири, второй после Тюмени, основанный русскими за Уралом аж в 1587 году. Долгие десятилетия именно он был административным центром огромной губернии, начинавшейся от Камы и тянувшейся аж до самой Аляски. Именно здесь сохранился единственный в азиатской части России кремль – белокаменный красавец гордо высится на берегу величественного Иртыша.

Именно здесь уже в 13-й раз проводился фестиваль искусств на открытом воздухе «Лето в Тобольском кремле», объединяющий различные стили и направления музыкального творчества: фольклор, эстраду, классику, профессиональное и детское исполнительство. Но основу его всегда составляли академические программы, прежде всего оперные. Целые спектакли («Борис Годунов», «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин» и др.) и оперные гала-концерты (дважды в них принимал участие знаменитый сибиряк Дмитрий Хворостовский) исполнялись в Тобольске в прежние годы и имели немалый успех как у горожан, так и у туристов.

Уникальный кремлевский ансамбль так и просится быть местом грандиозных театрализованных представлений. Особенно здесь уместна русская историческая опера. В этом году выбор устроителей фестиваля пал на первую русскую национальную оперу – шедевр Михаила Глинки «Жизнь за царя». Ее дали в полусценическом исполнении – солисты были в исторических костюмах и активно мизансценировали на авансцене, а за спиной у них располагался оркестр и хор в концертных платьях. Украшением спектакля-концерта стали видеопроекции, выстроенные в логический видеоряд, помогавший публике воспринимать содержание великого творения русского классика.

Семи-стейдж-версию поставил главный режиссер Новосибирского театра оперы и балета Вячеслав Стародубцев, именитые солисты этого же театра исполнили главные партии – Андрей Триллер спел патриота Ивана Сусанина, Диана Белозор – его красавицу дочь Антониду, Елизавета Целикова – храброго сына Ваню, а Сергей Кузьмин – отважного воина Богдана Собинина. В союзе с новосибирцами первую русскую оперу представили тюменские музыканты – Тюменский филармонический оркестр и Хоровая капелла Тюменской филармонии (худрук Альберт Мишин, хормейстер Вера Бурковская), дирижировал спектаклем худрук и главный дирижер оркестра Алексей Карабанов.

Фестивальная публика увидела классическую интерпретацию знаменитой оперы – русский национальный костюм и хрестоматийные мизансцены усиливали просветительскую направленность акции, цель которой – не запутать неискушенного зрителя, не поразить его изысками театральных новаций, а помочь полюбить высокий оперный жанр. Ведь в богатой Тюменской области, нефтегазовом клондайке России, как ни странно, увы, до сих пор нет оперного стационара.

Концертные исполнения опер периодически случаются в местной филармонии, чьи творческие силы способны представить музыкальные шедевры на высоком исполнительском уровне, но пока привычка к опере, вкус к ее тайнам и красотам еще не выработались – это дело будущего, будем надеяться, что не столь отдаленного. И опыт Тобольского фестиваля, и популярность, какой пользуются в Тюмени оперные программы филармонии, ясно говорят о том, что регион давно созрел для того, чтобы иметь свой постоянный оперный театр.

И все же новации-изюминки были и в этой версии «Жизни за царя». Стародубцев «оживил» знаменитый памятник Минину и Пожарскому в Москве – в прологе и финале оперы артисты театра пластических искусств «Мимикрия» изображали знаменитых героев-освободителей столицы, причем именно в версии Ивана Мартоса: их посеребренные фигуры эффектно шествовали по сцене. Был полностью купирован танцевальный польский акт: таким образом, укрупнилась русская патриотическая линия, никак не заслоненная хореографическими иноземными красотами, что нередко бывало даже в известных классических интерпретациях этой оперы (хотя бы в великом спектакле Леонида Баратова 1945 года в московском Большом театре). В исполнении финального гимнического хора – знаменитого «Славься!» – приняли участие фольклорные и детские коллективы: тем самым картина народного единства в преодолении Смуты 1612 года словно материализовалась воочию. 


Читайте также


Киев осваивает стратегию «эластичной обороны»

Киев осваивает стратегию «эластичной обороны»

Владимир Мухин

Украинские военные попытались перегрузить российскую систему ПВО при помощи роя дронов

0
4905
Москва готова сесть за стол переговоров с Киевом хоть завтра

Москва готова сесть за стол переговоров с Киевом хоть завтра

Юрий Паниев

Путин назвал условия для мира с Украиной

0
4275
Турция усиливает присутствие на узбекском рынке

Турция усиливает присутствие на узбекском рынке

Виктория Панфилова

Шавкат Мирзиёев и Реджеп Тайип Эрдоган проведут в Анкаре заседание Совета стратегического сотрудничества

0
3351
Кластерный подход – это про социальное партнерство

Кластерный подход – это про социальное партнерство

Елена Герасимова

Ученые считают, что идет массовый сдвиг в сторону внеурочной предметной деятельности

0
6937

Другие новости