0
6842
Газета Культура Печатная версия

18.05.2023 17:22:00

В Ярославле прошел XV Международный фестиваль искусств Юрия Башмета

Юбилей в ритме тарантеллы

Тэги: юрий башмет, юбилей, музыкальный фестиваль, ярославль


юрий башмет, юбилей, музыкальный фестиваль, ярославль Маэстро Юрий Башмет и сам принимал участие в ярославском фестивале. Фото с сайта www.yar-filarmoniya.ru

Каждый год маэстро Башмет предлагает отличный вариант провести майские праздники – посетить его фестиваль в Ярославле и Ярославской области. Для местных это возможность услышать столичных и зарубежных артистов в филармонии имени Собинова, в новом зале «Миллениум» или во дворе Ярославского кремля, а для гостей это культурный отдых в одном из самых развивающихся городов Золотого кольца.

Изначально задуманный как четырехдневный марафон, фестиваль Башмета за 15 лет существования разросся до солидного масштаба, близкого по формату сочинскому «собрату». Дневные и вечерние концерты симфонической и камерной музыки, мастер-классы ведущих исполнителей, школа культурной журналистики, конференции – программа с каждым годом поражает своим охватом и стремлением развиваться дальше. В этот раз события оказались не менее насыщенными, чем в прошлые годы, а погода в Ярославле благоволила гостям фестиваля, позволив совместить приятное с полезным.

Первые два концерта носили характер посвящения великим композиторам. Победитель конкурса Чайковского Дмитрий Маслеев, оркестр «Новая Россия» и филармоническая хоровая капелла «Ярославия» присоединились к празднованию 150-летия Сергея Рахманинова, исполнив его знаковые сочинения – Второй фортепианный концерт, симфоническую поэму «Остров мертвых», «Симфонические танцы» и фрагменты из «Всенощного бдения». Другим же адресатом стал один из венских классиков. В программе «Моцарт-Моцарт» прозвучали и ранние, и поздние его опусы, а «хедлайнером» вечера стала пианистка Елизавета Леонская, приехавшая из Австрии.

Традиционно в программе ярославского фестиваля присутствовали литературно-музыкальные постановки с участием драматических актеров. Так, Михаил Пореченков, Игорь Верник, Анна Чиповская и коллеги по МХТ имени Чехова рассказали пронзительные «Истории любви» в сопровождении ансамбля «Солисты Москвы», игравшего музыку Кузьмы Бодрова, а на закрытии 9 мая публика увидела спектакль «Живые и мертвые» по роману Константина Симонова (режиссер Полина Агуреева).

«Внеевропейская» линия фестиваля была представлена экзотической премьерой, вечером персидской музыки. Иранские артисты познакомили со спецификой модальных ладов и познакомили с такими инструментами, как томбак, сантур и ней. И, конечно же, не обошлось без джазовых нот. В гости к Юрию Башмету и «Солистам Москвы» приехали Игорь Бутман и его Московский джазовый ансамбль – мэтры и их коллективы устроили на сцене зажигательные стилистические соревнования, в ходе которых из «Вокализа» Рахманинова получился свинг (вот так дерзко «классика встречала джаз»).

Юбилейный фестиваль в Ярославле запомнился еще и выступлением зарубежных музыкантов – и не тех, кто давно уже «обрусел» и имеет российское гражданство (как, скажем, Теодор Курентзис, принявший участие в сочинском фестивале), а действительных. В условиях сегодняшней концертной реальности палитру иностранцев обычно заполняют китайцы, белорусы и представители других дружественных стран; в программе ярославского марафона можно было с удивлением обнаружить артистов из Сербии, Италии и Бельгии.

Большим подарком для ценителей камерной музыки стал концерт Белградского духового квинтета, солистов белградской филармонии, пропагандирующих сочинения своих соотечественников. Марина Ненадович (флейта), Велько Кленковски (кларнет), Боян Пешич (гобой), Ненад Янкович (фагот) и Никола Чирич (валторна) исполнили сюиту «Виньетки» классика балканской музыки Деяна Деспича – остроумные квази-народные миниатюры, раскрывающие все грани ансамблевого музицирования, а также пьесу-перформанс Зорана Христича «Пятнадцать Руковети по Стефану», где белградский квинтет также пел, стучал ногами, хлопал в ладоши, отсылая к балканскому фольклору.

Одним из ярчайших событий фестиваля можно назвать концерт «Метаморфозы струн». Здесь объединились такие редко встречающиеся сегодня инструменты, как уд (оживший в руках виртуоза Саада Махмуда Джавада из Бахрейна), лютня и теорба у бельгийской аутентистки Софии Ван ден Эйнде и пятиструнная гитара баттенде, на которой итальянец Лука Изолани аккомпанировал своей супруге, певице Ирене Изолани. Этот колоритный ансамбль погружал то в искусство импровизации, демонстрируя специфическое звучание тембров, отсылающее к архаике, то в буквальном смысле заставил двигаться весь зал под зажигательные ритмы тарантеллы. Ирене Изолани пела незамысловатые речитативные мелодии, подражая носителям неаполитанской традиции, подыгрывая себе на кастаньетах и грациозно перемещаясь по сцене, а зал хлопал в такт этой стихии музыки и танца. Лучшей кульминации фестиваля и не придумать – будем надеяться, что и следующий, шестнадцатый, пройдет в таком же духе. 


Читайте также


Под баян и несколько гитар

Под баян и несколько гитар

Андрей Юрков

Народное празднование 100-летия Булата Окуджавы

0
785
Солнце, май, Арбат, любовь

Солнце, май, Арбат, любовь

Андрей Юрков

Кредо и жизненный путь Булата Окуджавы

0
3929
Пушкин в театре: это может быть не скучно?

Пушкин в театре: это может быть не скучно?

Елизавета Авдошина

Несколько слов об увиденном в преддверии 225-летия поэта

0
4747
 Выставка  "Пушкин. 225"

Выставка "Пушкин. 225"

0
3007

Другие новости