Премию «Театральный роман» вручали в Арт-кафе Театра им. Вахтангова. Фото с сайта www.gitis.net
В начале октября прошли церемонии награждения лауреатов двух премий – «Театральный роман» и «Диапазон». Первая – премия в области литературы о театре – разменяла второй десяток, вторая, поощряющая авторов, в разных жанрах пишущих о музыке, вручалась впервые.
«Театральный роман» вручали в Арт-кафе Театра им. Вахтангова. Церемонию вел Григорий Заславский – ректор ГИТИС и руководитель Гильдии театроведов, театральных критиков и театральных издателей (теперь именно она взяла премию под свое крыло). «Диапазон» (ее вручали в театре «Школа драматического искусства») – премия, созданная по инициативе Ассоциации музыкальных журналистов, критиков, музыковедов и Российского музыкального союза. Обе премии поддерживает Президентский фонд культурных инициатив.
Церемонии были лаконичными и динамичными, театральную украсили остроумные скетчи и музыкальные номера студентов ГИТИС, музыкальную – чудесный концерт с участием молодых исполнителей. Здесь выступили скрипач Даниил Коган, пианист Энджел Вонг, дирижер Федор Безносиков и ансамбль im SPIEGEL, Камерный хор Московской консерватории под управлением Александра Соловьева.
На конкурс «Театральный роман» было подано более 80 заявок, из которых отобрали 62 книги, изданные в 2023–2024 годах. В шорт-лист вошло 20 изданий – от фундаментальных научных трудов до мемуаров и альбомов.
Победителями стали две книги о музыкальном театре – исследование Дмитрия Изотова «Русская опера на службе у государства» (публикацию об этой работе см. в «НГ» от 12.02.25) и труд Анны Виноградовой «Евгений Онегин» П.И. Чайковского: премьерное пятилетие (1879–1884) в зеркале прессы». Отметило жюри двухтомник «Наследие. Спектакли: «Ревизор». Подготовка сценического текста Всеволода Мейерхольда» – это фундаментальное исследование начал Олег Фельдман, а после его смерти продолжил и завершил его ученик и коллега Вадим Щербаков.
Еще одним лауреатом премии стал петербургский театровед Вадим Максимов и его книга «Театр французского символизма». Команда сотрудников исследовательского сектора Школы-студии МХАТ получила премию «Театральный роман» за книгу «Братья Карамазовы» на сцене Московского Художественного театра. 1910». Один из авторов книги Ольга Егошина отметила, что инсценировка Владимира Ивановича Немировича-Данченко и корпус статей современных ученых публикуются впервые. «Театральный роман» дает возможность авторам собраться поговорить, кто чем занят. Главное, есть ощущение, что ты пишешь не в пустоту – вот твои читатели», – добавила она.
Приятно, что среди обладателей специальных призов – один из постоянных авторов «Независимой газеты» Галина Коваленко, автор книги «Новая британская сцена 1997–2019».
На премию «Диапазон» было прислано 108 заявок из Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Воронежа, Нижнего Новгорода, Саратова, Самары, Томска, Омска, Красноярска, Новосибирска, Сыктывкара. В шорт-лист премии вошло 19 работ, которые представили как опытные, маститые авторы, так и начинающие. В числе победителей оказались и те и другие. Лауреатом в номинации «Интересно об артисте» стала Ирина Никитина и ее программа «Энигма» (телеканал «Культура»), научный труд Левона Акопяна «Музыка советской эпохи: 1917–1991» победил в номинации «Интересно об истории». А музыковед Александр Наумов, представивший на соискание премии монографию «Московский Художественный театр в поисках музыки. 1905–1918: Эпоха Ильи Саца», получил спецприз, учрежденный Московской филармонией. Известный радиожурналист Ольга Сирота и ее программа о Бахе, вышедшая на радио «Орфей», выиграла в номинации «Интересно о юбилее». Среди молодых лауреатов премии – Анна Коломоец, Сергей Буланов, Глеб Чучалин, Елизавета Згирская, Татьяна Ефимова, Александр Лаврухин, Екатерина Шелухина. Музыкальный критик Наиля Насибулина получила спецприз журнала PianoForum за публикацию о мировой премьере Концерта для четырех фортепиано Александра Чайковского в «Независимой газете» (см. «НГ» от 11.06.24).
Нельзя не сказать о важном и очень ответственном призе, который появился внутри «Диапазона». Это Премия имени Петра Поспелова – композитора, музыковеда, музыкального критика, человека, на которого ориентировалось профессиональное сообщество. Лауреатом этой премии, учрежденной издательством «Композитор», где Петр Глебович работал, стала Юлия Чечикова, серия ее статей «По следам Густава Малера» будет издана отдельной книгой.