0
724
Газета Экономика Интернет-версия

28.11.2002 00:00:00

Михаил Касьянов на Севере

Тэги: арктика, касьянов


Россия будет осваивать Арктику быстро, но осторожно. Таков общий смысл решений, принятых на прошедшем в Салехарде под председательством премьер-министра Михаила Касьянова Совете по проблемам Севера и Арктики при правительстве России.

Крайний Север, наверное, самая удивительная и самая парадоксальная часть России. В приполярных районах страны проживает 1% населения, но им удается производить 11% национального дохода и 22% экспорта. В одном только Ямало-Ненецком автономном округе сосредоточено 90% российского газа и 12% нефти. По производству ВВП на душу населения приполярные автономные округа далеко оставили позади остальные регионы России, в том числе и Москву. Однако эти экономические успехи сопряжены с нарастанием значительных экологических и социальных проблем. Арктическая природа ранима. И массированное освоение минеральных ресурсов наносит ей непоправимый ущерб.

Многие жители Севера, особенно пенсионеры, мечтают переселиться в другие регионы России. Слабым звеном российского Севера является социальное положение коренных малочисленных народов Севера, которых насчитывается около 30 общей численностью до 200 тысяч человек. В современных условиях традиционные занятия этих этносов становятся нерентабельными. В результате доходы коренных северян в 2-3 раза ниже, чем в среднем по России. А продолжительность жизни у них на 25 лет меньше.

В 1997 году была принята целевая программа по развитию малочисленных народов Севера. Однако федеральный бюджет профинансировал ее только на 6,6%, региональные бюджеты - на 1,3%. С 2001 года действует новая федеральная целевая программа, согласно которой до 2011 года "в малые этносы" Севера должно быть вложено около 25 млрд. руб.

А пока проблемы остаются. В них-то и должен был разобраться Совет по проблемам Севера и Арктики. На заседании рассматривался перечень нормативных актов, необходимых для реализации государственной арктической политики. В частности, федеральным органам дано поручение ускорить рассмотрение вопросов, связанных с освоением "Газпромом" новых месторождений газа на Ямале. Эти работы будут сочетаться с мероприятиями по компенсации негативных последствий хозяйственной деятельности. Правительству предстоит принять новые биологические стандарты.

На вопрос "НГ" о том, не будут ли на добывающие компании возложены дополнительные обязанности, связанные с экологией и социальным развитием северных регионов, премьер Михаил Касьянов ответил, что компании и так несут соответствующую нагрузку. Руководство компаний понимает необходимость создания социальной инфраструктуры в тех регионах, где они работают. И теперь руководители концернов, по словам премьер-министра, сами просят главу правительства, чтобы их обязанности были урегулированы законодательством.

Для коренных народов будет разработано специальное законодательство, облегчающее их доступ к использованию биоресурсов (охота и рыболовство). Совет также принял решение в рамках федеральной целевой программы "Дети России" принять специальную подпрограмму "Дети Севера".

Вне повестки дня на заседании Совета всплыл вопрос о специфических проблемах жилищного строительства на Севере. Губернаторы арктических регионов потребовали от Касьянова, чтобы правительство изменило строительные стандарты с учетом климатических особенностей этих территорий. Вопрос будет более подробно обсужден на следующем заседании Совета.

На следующем заседании также будет продолжено обсуждение перспектив Северного морского пути (СМП). В советское время по СМП перевозили 6 млн. тонн груза в год. Путь прежде всего обслуживал многочисленные геологоразведочные организации, которые сегодня почти прекратили свою деятельность. Однако разработчики концепции развития СМП, в частности эксперты Центрального научно-исследовательского института морского флота в Санкт-Петербурге, считают, что в будущем путь может взять на себя 10% всех перевозок между Северной Европой и Тихоокеанским регионом, которые сегодня обслуживаются через Панамский и Суэцкий каналы. А это 8-15 млн. тонн груза. Путь от Роттердама до Японии по СМП примерно на треть короче, чем через Суэц. Самое интересное, что в будущем СМП может стать конкурентом Транссибу, который тоже претендует быть мостом между Европой и Азией. Михаил Касьянов, выступая после заседания Совета, отметил, что перевозки по Севморпути более рентабельны, чем по железной дороге. Однако приехавший на заседание Совета депутат Государственной Думы и полярник Артур Чилингаров в беседе с журналистом "НГ" уточнил, что более рентабельным Севморпуть бывает только 3 месяца в году, когда имеется возможность не пользоваться ледокольным флотом. Пока, по словам Чилингарова, Севморпуть развивается прежде всего за счет деятельности "Норильского никеля", а также разведки нефти на шельфе Баренцева моря.

Салехард


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2381
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5238
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2915
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3366

Другие новости