0
1137
Газета Экономика Интернет-версия

17.03.2006 00:00:00

Владимир Якунин выдвинул «китайский ультиматум»

Тэги: ржд, транснефть, китай, поставки


Перед поездкой президента Владимира Путина в Китай, намеченной на 20 марта, обострился конфликт между двумя госкомпаниями: «Российскими железными дорогами» и «Транснефтью». Компании не могут договориться, как делить между собой объемы поставок нефти в Китай. Как уже писала «НГ», РЖД опасается, что создаваемый «Транснефтью» нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) может лишить ее объемов перевозки нефти в Поднебесную. Поэтому вчера президент РЖД Владимир Якунин потребовал от правительства гарантировать поставки нефти в Китай на длительный срок либо на реконструкцию Забайкальской железной дороги выделить бюджетные деньги. По его словам, документы «по координации строительства ВСТО и реализации проекта перевозок нефти в Китай по железной дороге» уже направлены в правительство.

Сейчас, как пояснили «НГ» в пресс-службе РЖД, программа реконструкции дороги финансируется за счет собственной инвестиционной программы РЖД. Она оценивается в 13,7 млрд. рублей. Однако компания не готова выбрасывать на ветер такие деньги, которые могут и не окупиться, если РЖД лишится львиной доли поставок нефти в Китай. Ведь РЖД планирует к 2010 году перевозить в Поднебесную до 30 млн. тонн нефти в год. Но этому может помешать нефтепровод ВСТО, по которому «Транснефть» намерена поставлять столько же нефти в Китай и 50 млн. тонн в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Таким образом, за счет использования бюджетных средств РЖД хочет переложить инвестиционные риски на государство. И еще РЖД, естественно, не желает теряет весьма значительную выручку от китайских поставок, которая при тарифе 70 долл. за тонну и объемах перевозки в 8 млн. тонн составляет 560 млн. долларов.

Так что для РЖД сделанное заявление весьма логично. Тем более на прошлой неделе было устранено последнее препятствие для строительства нефтепровода – Ростехнадзор утвердил экологическую экспертизу технико-экономического обоснования проекта ВСТО. И «Транснефть» уже договаривается с иностранными банками о привлечении кредита в 2 млрд. долларов на реализацию проекта. А посол России в Китае Сергей Разов заявил вчера, что в ходе визита в Пекин руководства РФ будет продолжено обсуждение вопросов по строительству российско-китайского нефтепровода. Причем, по его словам, «Транснефть» и «Китайская национальная нефтегазовая корпорация» уже ведут практические консультации.

Впрочем, требования РЖД вряд ли будут удовлетворены. «Гарантировать поставки в Китай на длительный срок правительство могло бы лишь при отсутствии проекта ВСТО. А он уже начинает реализовываться, – говорит аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. – Кроме того, во время визита Путина в Китай, по всей видимости, будет подписано соглашение о строительстве отвода до китайского города Дацина. По нашей информации, документы для этого уже подготовлены». А что касается выделения бюджетных средств, то вряд ли государство выделит большие деньги, считает аналитик.

Слишком значительные интересы стоят за строительством нефтепровода в Китай. Во-первых, поставки по нему гораздо дешевле, чем по железной дороге. «По сути, они были рентабельными только за счет высоких цен на нефть», – говорит Нестеров. Во-вторых, в прокладке нефтепровода заинтересовано большее число нефтяных компаний. В частности, «ЛУКОЙЛ» заявлял о намерении получить квоту до 20% в мощностях трубопровода. А по железной дороге сейчас идет преимущественно юкосовская нефть.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
533
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
634
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
763
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
745

Другие новости