0
1253
Газета Экономика Интернет-версия

02.11.2006 00:00:00

Россия–Китай: дружба и выгода

Тэги: самолетостроение, россия, китай


самолетостроение, россия, китай Москва надеется на то, что вслед за российским военным авиапромом Китай поддержит и гражданское авиастроение.
Фото Reuters

Усиливающаяся роль сырьевого придатка своего дальневосточного соседа устраивает Россию все меньше, однако предложить бурно развивающемуся Китаю нечто иное, чем углеводороды и лес, с каждым годом становится все труднее. Остаются технологии, которыми Россия в отличие от Запада с китайцами делиться готова. На проходящем в эти дни международном авиакосмическом салоне Airshow China-2006 руководитель Федерального агентства по промышленности (Роспром) Борис Алешин заявил о возможности создания совместного проекта по производству больших самолетов. Конкретнее – широкофюзеляжного самолета вместимостью 275–350 человек в пассажирском и транспортном вариантах, который мог бы составить конкуренцию продукции европейского Airbus и американского Boeing. «Пока я не могу назвать какие-то конкретные сроки, но выгодной для нас конъюнктурой, которая сложилась в связи с ситуацией на Airbus, конечно, надо воспользоваться», – отметил чиновник.

Между тем еще 12 октября, несмотря на все проблемы, Airbus заявил о грядущем строительстве недалеко от Пекина сборочного производства своей модели А-320: к 2011 году завод стоимостью примерно в 1,2 млрд. долл. будет выпускать по 4 самолета в месяц. Российский же авиапром никакой конкретикой, кроме благих пожеланий, пока не располагает.

Относительными успехами могут похвастать пока лишь российские атомщики, сдавшие первые два блока Тяньваньской АЭС стоимостью около 4 млрд. долл. и заявляющие о возможном строительстве еще от 2 до 6 или даже 8 блоков. Правда, трудности начались и на этом направлении – Китай не желает покупать быстроходные турбины, которые предлагает «Атомстройэкспорт», предпочитая тихоходные, имеющие больший КПД. Россия таких не производит, но надеется или закупать их, или создавать совместные предприятия с западным участием, что заметно снизит рентабельность проекта.

Впрочем, у России все же остаются рычаги для того, чтобы если не заставить, то хотя бы подтолкнуть соседа к взаимовыгодному сотрудничеству. Главный из них – сырьевые ресурсы, зависимость от которых у Китая растет с каждым годом. Тем более что метод уже опробован: два года назад Россия диверсифицировала нефтяной проект Ангарск–Дацин, переформатировав его в проект Тайшет (Восточная Сибирь) – Перевозная (Тихий океан) и ориентировав его не столько на Китай, сколько на потребителей нефти в Азиатско-Тихоокеанском регионе – Японию и Южную Корею. Что вызвало плохо скрываемое неудовольствие китайской стороны. Кроме того, есть проекты газопроводов из Западной («Алтай») и Восточной Сибири (Ковыктинское месторождение) мощностью в 60–80 млрд. кубометров в год, которые тоже всегда можно пересмотреть в ходе строительства. Кроме того, есть и проект масштабного энергомоста из России в Китай.

Однако эксперты считают, что шантажировать Китай с этой стороны России не удастся – не тот масштаб. По мнению аналитика ИК «АК БАРС Финанс» Александра Парамонова, в наших энергоресурсах Китай нуждается не слишком сильно. «Если взять металлы, то у них собственная широкая и мощная база, – отмечает эксперт, – отчасти можно сыграть на нефти, но у Китая ее поставки диверсифицированы, и он может получать ее хоть из Индии, хоть из Ирана». По мнению аналитика, в поставках энергоносителей или той же электроэнергии сильнее заинтересована скорее сама Россия.

Остаются технологии, хотя даже этот фактор начинает давать сбой. Председатель российской части российско-китайского Делового совета Борис Титов в разговоре с «НГ» отметил, что возглавляемый им совет в свое время уже выступал с инициативой создания совместной самолетостроительной компании, однако тогда китайцы отреагировали на эту идею «очень слабо». «Нужно понимать, что сегодня Китай уже достаточно продвинутый игрок на этом рынке, – отмечает Титов, – он имеет свой турбовинтовой самолет, на выходе – собственная региональная пассажирская машина. Плюс у них в руках такие козыри, как финансовые возможности и огромный рынок, за который еще стоит побороться». В то же время, по словам Титова, китайцам будет выгодно сотрудничество именно с Россией по той простой причине, что получить технологии от западных компаний практически невозможно, мы же готовы к сотрудничеству. Ну и третий фактор – демпинговые цены. По мнению Александра Парамонова, российская сторона по некоторым направлениям предлагает цены ниже, чем западные конкуренты, не то что на десятки процентов, а в разы. «Конкурировать мы можем только ценами, но и это очень недолго, поскольку отставание от развитых стран увеличивается с каждым годом», – заключает эксперт.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Михаил Сергеев

Регулярные пассажирские морские рейсы на Дальнем Востоке поддержат из бюджета

0
340
Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Георгий Соловьев

Как Центр управления регионом меняет правила игры для предпринимателей

0
305
Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Анастасия Башкатова

В новой классификации домохозяйств появились не только "одиночки", но и "пустые гнезда"

0
342
Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

0
253

Другие новости