0
1462
Газета Экономика Печатная версия

19.05.2008 00:00:00

ГЛОНАСС – запретная зона

Тэги: глонасс, карты, навигация


В конце прошлой недели на заседании Военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве РФ под председательством вице-премьера Сергея Иванова рассмотрено развитие наземной компоненты и состояние работ по совершенствованию нормативной правовой базы, обеспечивающей широкомасштабное использование системы ГЛОНАСС. К концу мая в федеральную целевую программу «Глобальная навигационная система» будут внесены изменения – серьезно увеличится финансирование, чтобы до 2011 года создать спутниковую группировку из 24 космических аппаратов, а с учетом необходимого резерва – из 30. Сейчас только 12 спутников работает по предназначению, а 4 выведено на техобслуживание.

Строительство ГЛОНАСС пошло ударными темпами. Наконец-то обратили внимание на наземный компонент. Принято решение выделить государственные инвестиции в 10 млрд. руб. на создание к 2011 году в Москве, Петербурге и Зеленограде технологических центров для производства электронно-компонентной базы приемников ГЛОНАСС. Цель – ни много, ни мало – перевести в Россию производство модулей и микросхем для приемников ГЛОНАСС из стран Юго-Восточной Азии, таких как Китай и Тайвань. Однако, как заметил заместитель руководителя Федерального космического агентства Юрий Носенко: «Резко перевести все производство в Россию нам не по средствам, к тому же необходимо подготовить кадры, а также восстановить всю электронную промышленность, которая была утеряна».

Накануне вступления в должность нового президента правительство распределило и законодательно закрепило полномочия между 11 министерствами и федеральными агентствами по поддержанию, развитию и использованию глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. С Роскосмоса наконец сняли ответственность за создание наземного компонента, он отныне отвечает только за работу спутниковой группировки. А управлять ею будет Минобороны. Правда, сейчас ведомственные структуры подверглись реорганизации, в частности, Роспром. Остается надеяться, что это не создаст проблем для развития наземной аппаратуры ГЛОНАСС.

Основной проблемой форсированного развития программы ГЛОНАСС сейчас является отсутствие навигационных карт. А в России нет даже юридической базы в этой сфере. В недрах Минобороны только разрабатывается федеральный закон «О навигационной деятельности». И не существует ни требований к навигационным картам, ни самого понятия таковых, хотя ГЛОНАСС создана еще 15 лет назад.

В III квартале 2008 года Минтранс РФ должен утвердить порядок предоставления информации для создания детальных цифровых навигационных карт для гражданских потребителей, а также порядок использования указанной информации. Но на пути картографов шлагбаумом встал гриф «секретно». В Минобороны существует документ, засекречивающий ряд картографических данных. Несколько страниц занимает перечень запрещенных объектов: рельеф, покрытие дорог, грузоподъемность мостов и т.д. При этом формулировки настолько расплывчаты и неоднозначны, что любую карту можно будет объявить разглашающей государственную тайну и запретить. Но этого мало. В Минобороны существует еще один документ под названием «Перечень объектов местности и характеристик, запрещенных к открытому показу на топографических картах и планах», который даже несекретную информацию переводит в категорию «для служебного пользования».

В процессе принятия находится целый ряд законов и постановлений, регулирующих сферу навигационной картографии, предоставления соответствующей информации, ее обращения, применения и хранения. Но потребуется урегулировать еще массу вопросов. Например, авторских прав на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии. На размещение картографического произведения в интернете. Об экспертизе и сертификации навигационных карт...

На заседании ВПК Сергей Иванов заявил: «По оценкам экспертов, мировой рынок навигационных систем только за прошлый год вырос более чем на половину – на 53%, а рынок портативных навигационных устройств удвоился. Россия также находится на пороге бума спутниковой навигации». По его словам, до 2010 года России потребуется около 20 млн. подобных устройств, объем рынка которых составляет около 2,7 млрд. долларов. Однако без электронных навигационных карт всех регионов России это будут бесполезные электронные игрушки, которые никому особо не нужны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Паралакс» последнего рубежа, острое северокорейское блюдо и грезы Белого дома

«Паралакс» последнего рубежа, острое северокорейское блюдо и грезы Белого дома

На выставке-форуме «Армия-2022» впервые представят БМП-3, управлять которой можно взглядом

0
2356
Крым никуда из России не уплывал

Крым никуда из России не уплывал

Александр Широкорад

Никита Хрущев лишь сменил вывеску

0
1854
Новые амазонки большой политики

Новые амазонки большой политики

Аркадий Вырвало

Женская агрессия меняет миропорядок

0
1962
Этот поезд в огне, или «Енисей» в Донбассе

Этот поезд в огне, или «Енисей» в Донбассе

Максим Кустов

Броневые составы трех столетий на запасных путях не прятались

0
2496

Другие новости