0
7368
Газета Экономика Печатная версия

10.04.2013 00:01:00

Авторынок подготовил премьеру неприятный сюрприз

Российских чиновников опять предлагают пересадить на отечественные машины

Тэги: медведев, автопром, газ


медведев, автопром, газ Глава правительства Дмитрий Медведев знакомится с отечественным автопромом. Фото с официального сайта правительства РФ

Власти ищут стимулы для отечественного автопрома на фоне стагнации авторынка. Премьер Дмитрий Медведев отправился вчера на Горьковский автомобильный завод (ГАЗ), где провел совещание о поддержке отрасли. Россияне в этом году демонстрируют вялый спрос на новые автомобили, а это значит, что производство вот-вот начнет сокращаться. Производители предлагают приучить к отечественным автомобилям российских чиновников, которые в выборе автотранспорта часто оказываются непатриотичными.
Правительство озаботилось перспективами автопрома. Вчера премьер Дмитрий Медведев посетил ГАЗ в Нижнем Новгороде, где принял участие в запуске серийного производства автомашины «Газель NEXT».
    
Затем он провел совещание о мерах по развитию автоиндустрии и обратил внимание на снижение объемов продаж легковых автомобилей в РФ. «Нужно проанализировать, что это. То ли действительно рынок вышел на параметры достаточности, то ли это общее сжатие экономики, то ли что-то еще», – сказал премьер.
По официальным данным, в 2012 году объем производства автомобилей всех типов, включая иностранные бренды, вырос в РФ на 12,2% по отношению к 2011 году и составил около 2,2 млн. штук. По итогам января–февраля 2013 года выпуск вырос на 1,1% к аналогичному периоду прошлого года и составил 313 тыс. штук. Но такие, казалось бы, неплохие показатели еще не свидетельствуют о хороших перспективах отрасли. В этом году население демонстрирует вялый спрос на новые автомобили. И предприятия не могут работать на склад, где уже скопились нераскупленные автомобили прошлогоднего модельного ряда. Участники рынка в марте сообщали, что товарные остатки на складах сейчас достигают 200–300 тыс. штук. Скорее всего они будут реализовываться по дисконтным программам, а это, в свою очередь, может еще больше снизить спрос на новые марки и скорректировать объемы автопроизводства.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в марте этого года авторынок РФ просел сразу на 4% по отношению к марту 2012-го, речь идет о продажах как отечественных, так и импортных новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Этот спад свидетельствует о кризисных процессах на авторынке. Как было замечено наблюдателями, спад произошел впервые начиная с марта 2010 года. За январь–март 2013 года рынок остался на том же уровне, что и в аналогичный период прошлого года. Авторынок балансирует между стагнацией и рецессией.
«Заказы на новые автомобили в первые три месяца 2013 года не достигли того значительного уровня, который был отмечен год назад», – сообщил председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. Одна из возможных причин торможения рынка – затянувшийся зимний сезон, поэтому есть надежда, что с наступлением весны продажи оживут. АЕБ пока не изменила свой прогноз на 2013 год. В этом году не стоит ожидать рекордов, будет продано примерно столько же автомобилей, сколько и в 2012-м, – около 2,9 миллиона штук. Такова ситуация в целом. Между тем стоит отметить, что продажи некоторых популярных марок в этом году все же уверенно растут.
Развивать автопром при чахнущем спросе непросто. Видимо, поэтому власти и производители ищут какие-то иные стимулы для отрасли. Так, владелец Группы ГАЗ Олег Дерипаска предложил вчера создать автомобиль для первых лиц государства на базе существующих отечественных платформ. Напомним, что в советские годы на автомобилях марки «Чайка» (производство ГАЗа) ездили все члены Политбюро ЦК КПСС. А сегодня российские чиновники отдают предпочтение в основном солидным иностранным маркам. «Если клиент хочет ездить на отечественной машине, мы готовы. Но это непростой вопрос. Нельзя сделать какую-то погремушку, какой-то продукт ради показухи, это должно быть органичным продолжением тех платформ, которые создаются и развиваются в России», – цитирует Дерипаску Интерфакс. По словам бизнесмена, у Горьковского автозавода есть решение. «Его нужно доработать, это не очень дешевое удовольствие, но в конце будет продукт, который будет использоваться не только для единичных решений, а как массовая машина для бюрократии», – пояснил он.
Опрошенные «НГ» эксперты согласились, что затянувшаяся зима действительно могла охладить пыл российских покупателей, однако это не единственная причина сокращения продаж. Директор департамента развития и маркетинга компании «Автолокатор» Глеб Славутский отнес к причинам спада также общее обновление модельного ряда – люди не торопятся с покупками в ожидании новых предложений от автопроизводителей. «Кроме того, необходимо учитывать высокое насыщение рынка. Например, на сегодняшний день сильно падает спрос на бюджетные модели класса С, им покупатели предпочитают дешевые кроссоверы», – отметил Славутский.
По мнению эксперта, наиболее эффективно простимулировать к приобретению автомобилей покупателей могут программы лояльности, различные акции, скидки. «На этом могли бы сыграть отечественные производители, если предложат привлекательные для покупателей условия приобретения автомобилей», – замечает Славутский. Между тем, по его оценкам, в ближайшие несколько месяцев авторынок вряд ли преодолеет стагнацию, но затем ситуация может стабилизироваться, к концу года рост автомобильного рынка может составить от 2 до 5%.
«Рынок насытился из-за обновления автопарка в последние годы. Поэтому заставить покупателей сменить машину сейчас могут только самые выгодные предложения», – соглашается директор департамента аудита компании «Уральский союз» Александр Миронов. Также эксперт ссылается и на общее замедление экономического роста.
Часть экспертов, однако, считают, что не стоит квартальные данные воспринимать как уже сформировавшуюся тенденцию. «Снижение спроса – это скорее рыночная коррекция по отношению к мощному росту последних трех лет. Нельзя забывать, что в 2010–2011 годах рынок вырос на 30–40%. А в 2012 году прирост достиг 11%. Это очень хорошие показатели, которые были достигнуты как за счет роста благосостояния, так и за счет резкого падения кредитных ставок и активного маркетинга производителей. Так что коррекция была прогнозируема», – говорит руководитель департамента бизнес-оценки компании «ФинЭкспертиза» Алексей Баскаков. При условии сохранения текущих макроэкономических показателей на сегодня нет предпосылок для серьезного спада авторынка в 2013 году, считает эксперт. Но, как бы то ни было, автомобильная отрасль действительно нуждается в стимулировании. Для развития автоиндустрии необходимо, по словам Баскакова, продолжить локализацию производства иностранных брендов и интеграцию наших крупных производителей.
Некоторые эксперты опасаются, что власти могут выбрать не самые эффективные методы стимулирования отрасли. «Если будут выбраны такие меры, которые помогут снизить производственные издержки и цены на конечную продукцию отечественных марок, то результатом может стать оживление на рынке и рост спроса. Но если так называемое стимулирование сводить просто к повышению таможенных пошлин, то конечным результатом будет общий рост цен и дальнейшее сжатие рынка», – предупреждает аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Василий Сафонов наверняка был бы счастлив

Василий Сафонов наверняка был бы счастлив

Надежда Травина

Большому залу Московской консерватории – 120 лет

0
191
О свойствах страсти

О свойствах страсти

Галина Коваленко

В петербургском МДТ поставили поэтический спектакль

0
195
Открой эту чёртову дверь

Открой эту чёртову дверь

Наталья Якушина

Спектакль о домашнем насилии поставили в Астрахани

0
215
Роботы идут на войну

Роботы идут на войну

Дмитрий Литовкин

Минобороны формирует первое бездушное подразделение

0
523

Другие новости

Загрузка...