 Сфера услуг сейчас пострадала значительно сильнее промышленного сектора, что нетипично для «обычных» кризисов. 
Фото РИА Новости
				
									
						 
						Сфера услуг сейчас пострадала значительно сильнее промышленного сектора, что нетипично для «обычных» кризисов. 
Фото РИА Новости					
									
Из-за снижения нефтяных цен российская экономика потеряет не менее 60 млрд долл., подсчитал Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук (ИНП РАН). Однако для ВВП страны, судя по оценкам агентства Standard & Poor’s (S&P), еще значительнее будут потери от так называемого локдауна – карантинной остановки экономики. На ближайшие несколько лет страна попадет в инвестиционную яму: инвестиции в основной капитал не вернутся к уровню не только докризисного 2013-го, но и даже 2019 года, считает ИНП РАН. Судя по косвенным признакам, даже в не остановленных карантином сферах деловая активность существенно замедлилась.
В 2020 году российский ВВП сократится на 4,8%. Такой прогноз обнародовало в среду на онлайн-конференции международное рейтинговое агентство S&P. Оно ухудшило свои оценки: предыдущая версия предполагала сокращение на 0,8% по итогам года. Обновленные оценки предстоящего экономического спада соответствуют прогнозу главы Минфина Антона Силуанова.
Как пояснила ведущий экономист по странам с развивающейся экономикой S&P Татьяна Лысенко, несмотря на зависимость российской экономики от нефтяных цен, сейчас основной вклад в падение вносит негативный эффект от распространения коронавируса и карантинных ограничений.
Если говорить в среднем про мир, то, по данным агентства, каждый месяц строгой блокировки снижает годовой рост ВВП примерно на 3%. Ущерб варьируется в зависимости от страны.
«С моей точки зрения, в России были разработаны меры, которые позволяют справляться с шоками от падения цен на нефть – по крайней мере краткосрочными. Речь идет о бюджетном правиле. Оно работает», – сообщила Лысенко.
«Но произошел также удар по ненефтяным доходам, появилась необходимость поддержки бизнеса и занятости. Это вызовы, к которым, по моему мнению, Россия не была готова», – отметила эксперт. Карантинные ограничения привели к беспрецедентному снижению деловой активности. «Сфера услуг страдает сильнее, чем промышленность. И это нетипично для обычных кризисов», – уточнила Лысенко. И даже снятие карантинных ограничений необязательно приведет к восстановлению спроса до докризисного уровня.
Об уникальности ситуации заявляют также в ИНП РАН. «Для российской экономики падение нефтяных цен станет серьезным потрясением. Только падение доходов от экспорта сырой нефти может составить не менее 60 млрд долл. Произойдет схлопывание торгового баланса, а счет текущих операций впервые за многие годы будет сведен с отрицательным результатом», – сообщается в квартальном прогнозе института.
Но это не все. «Значимость двухмесячного периода жестких карантинных мер в экономике может оцениваться как падение ВВП во втором квартале по отношению к аналогичному периоду прошлого года не менее чем на 15%. Столь шоковое падение уровня экономической активности носит беспрецедентный характер для отечественной экономики за последние два десятилетия», – продолжили в ИНП РАН.
Но спад оказался неравнозначным как для отдельных секторов экономики, так и для групп населения. «Уже сейчас есть все основания полагать, что темпы падения ВВП будут существеннее снижения промышленного производства. Произойдет это потому, что ряд промышленных предприятий не останавливался в период карантина, аналогичная ситуация сложилась на ряде строительных объектов и в сельском хозяйстве», – считают экономисты.
Наконец, уникальность состоит еще и в том, что кризис ударил по той прослойке населения, которая имеет средний уровень доходов и не занята в бюджетном секторе. Как пояснили исследователи, это люди, которые преимущественно заняты в секторе услуг и предъявляли массовый спрос на товары длительного пользования, а также на услуги гостиниц, ресторанов, авиаперевозчиков и т.п.
По прогнозу ИНП РАН, в 2020 году ВВП РФ сократится на 5,3%, уровень потребления домашних хозяйств снизится на 6,2%. Еще хуже инвестиционные перспективы. «В соответствии с построенным прогнозом по итогам 2020 года физический объем инвестиций в основной капитал сократится на 7,4%, а в последующие три года будет возрастать на 1,2–2,3% в год. В результате в 2023 году инвестиции в основной капитал окажутся ниже уровня не только докризисного 2013 года, но также и 2019-го», – ожидают в ИНП РАН.
О глубине спада уже можно судить по косвенным признакам. «В публикации о динамике бюджета за апрель Минфин использовал допущение, что российский номинальный ВВП снизился на 28% в годовом выражении в прошлом месяце», – сообщили в своем обзоре специалисты Альфа-банка. По их мнению, с некоторыми оговорками «столь сильное снижение номинального ВВП может потенциально означать аналогичное резкое снижение физических объемов производства».
Судя по косвенным индикаторам, последствия от изоляции в апреле проявились в полной мере, сообщили в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). По его данным, объем электропотребления в апреле снизился на 2,9% с коррекцией на сезонный фактор. Относительно небольшое снижение отчасти связано с ростом электропотребления населения – как оставшихся дома, так и уехавших на дачи. Но с поправкой на этот фактор «снижение производственной активности по данным электропотребления можно грубо оценить в 13–17%», подсчитали аналитики.
В погрузке грузов на железнодорожном транспорте тоже наблюдается существенное падение в апреле. «При этом в части строительных грузов снижение (во всяком случае пока) имеет относительно скромные масштабы. В то же время в части экспортно-сырьевых грузов наблюдается значительное сокращение объемов погрузки – до уровня 2016 года», – отметил ЦМАКП.
Еще одним косвенным показателем деловой активности можно условно считать статистику обращений предприятий к услугам архивов, особенно если учесть, что формирование архивов как бумажных, так и цифровых – это непрерывный процесс. На фоне режима изоляции в среднем по всем индустриям заказы на вывоз документов и обращения к архиву сократились на 40–50% по стране в сравнении с началом марта – периодом, когда бизнес работал в обычном режиме, сообщили «НГ» в ОСГ «Рекордз Менеджмент».
«Индустрия ретейла всегда создает огромное количество бумажных документов, но и при наличии разрешения работать в стандартном режиме обращение к архиву и передача документов в архив сократились на 20–25%, – пояснили в ОСГ. – Телекоммуникационные компании сократили взаимодействие с архивом в два раза, а банковская индустрия – на 45%».
Общественность ожидает, что в период удаленной работы возрастет процент взаимодействия с электронными или оцифрованными документами. Однако, как показал проведенный анализ, в режиме самоизоляции повышенной необходимости обращения к оцифрованным документам также пока не возникло. Сейчас спрос на цифровую обработку документов не вырос пропорционально сокращению обращений к бумажному архиву, скорее наоборот – спрос на электронные услуги тоже временно сократился, так как упала в целом деловая активность.


 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
		 Анастасия Башкатова
						 Анастасия Башкатова						 							 
						 
						 Константин Ремчуков
						 Константин Ремчуков					 
						 
						
комментарии(0)