1
4867
Газета Экономика Печатная версия

01.08.2021 20:32:00

Заявляемые Центробанком цели не достигаются

Борьба с инфляцией не обеспечила стабильность рубля, не увеличила инвестиции и не сократила неравенства

Тэги: цб, набиуллина, монетарная политика, экономическое неравенство, инфляционное таргетирование

On-Line версия

Глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила в интервью Financial Times, что старается защитить доходы бедных и снизить экономическое неравенство в РФ. Ранее она объясняла, что ее политика таргетирования инфляции простимулирует рыночные инвестиции и обеспечит стабильность рубля. Но на деле инвестиции не увеличиваются, рубль трудно назвать стабильным, доходы населения падают, а неравенство не снижается.

«Наше население жило во время низкого уровня инфляции очень короткие периоды времени. Инфляционные ожидания были более сдержанными, когда условия были стабильнее... но теперь они реагируют на пандемию и рост цен», – отметила глава ЦБ в интервью Financial Times.

Она напомила, что устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги происходило и в конце 1990-х, и в 2000-х годах.

Текущее стремительное подорожание продуктов питания, по мнению главы ЦБ, «сорвало с якоря» инфляционные ожидания россиян, которые теперь считают, что цены будут расти втрое быстрее 4-процентного таргета ЦБ.

Росстат в июне оценил годовую потребительскую инфляцию в 6,5%. Однако россияне считают, что цены выросли в среднем на 16,5%. При этом каждый пятый респондент уже видит в стране гиперинфляцию на уровне 30% и выше. Инфляционные ожидания потребителей подскочили до 13,4% в июле, что стало рекордом за последние пять лет.

Набиуллина признает, что «у населения нет достаточно доверия, чтобы понять, что Центробанк всегда будет принимать меры, чтобы вернуть инфляцию к цели». Это в целом довольно логично. К примеру, ставки по депозитам остаются ниже уровня инфляции. Так, по данным ЦБ, во второй декаде июля топ-10 банков предлагали в среднем максимальную ставку по вкладам в размере 5,46%. И хотя с начала года этот показатель вырос более чем на 1 процентный пункт, в реальном выражении – с учетом инфляции – доходность остается отрицательной. В результате за полгода объем рублевых средств граждан в банках сократился на 365 млрд руб.

Набиуллина считает, что инфляция в РФ сохранится долгое время. А значит, Центробанк продолжит движение к жесткой кредитно-денежной политике. О возможном ужесточении говорит и тот факт, что регулятор допускает вероятность дальнейшего снижения целевого показателя инфляции до 2 или 3%. В случае снижения таргета ЦБ, вероятно, придется пойти на очередное повышение ключевой ставки.

Примечательно, что в Международном валютном фонде (МВФ) опасаются нового ужесточения денежно-кредитой политики в РФ. В МВФ считают, что подъем инфляции может оказаться более продолжительным, чем «первоначально ожидалось». Эксперты фонда считают, что центральные банки по всему миру будут принимать меры для решения проблемы роста цен на товары и услуги. Если инфляция окажется более устойчивой, чем ожидалось, это может привести к более быстрому ужесточению денежно-кредитной политики, что может нарушить рыночные условия, говорит главный экономист МВФ Гита Гопинатх. «Это некоторые из основных рисков, которые нас беспокоят», – написала она.

Для обоснования своей политики инфляционного таргетирования российский ЦБ приводит самые разнообразные аргументы: от защиты бедных до облегчения инвестиционного планирования. «Инфляция, как известно, – это налог на бедность. Больше всего страдают бедные. Поэтому наша политика по снижению инфляции и ее стабилизации на низком уровне направлена на уменьшение неравенства», – разъяснила она читателям Financial Times.

Российский ЦБ реализует свою политику борьбы с инфляцией и инфляционного таргетирования с 2014 года. Но заявляемые чиновниками Центробанка цели так и остаются недостигнутыми. Реальные доходы населения не растут, а инвестиции стагнируют или сокращаются. Понятно, что причина этого не только в действиях ЦБ. Но создается впечатление, что очевидного позитивного эффекта от многолетней политики инфляционного таргетирования так и не наблюдается. А заявленная цель в виде стабильности рубля так и не была достигнута.

Сегодня ЦБ говорит, что целью инфляционного таргетирования является борьба с неравенством. Хотя ранее центральным аргументом было стимулирование инвестиций. «Замедление можно преодолеть только путем наращивания инвестиций, прежде всего частных инвестиций. У нас должно быть много инвестиционных проектов. Необходимым условием для того, чтобы такие инвестиционные проекты реализовывались, является предсказуемость и макроэкономическая стабильность. Низкая инфляция – краеугольный камень макроэкономической стабильности», – объясняла глава ЦБ в 2014 году.

Несмотря на отсутствие стабильных достижений, чиновники считают верной политику инфляционного таргетирования. Так, глава Минфина Антон Силуанов отмечал, что проведение эффективной контрциклической политики стало возможным благодаря сформированной ранее предсказуемой экономической среде с низким уровнем восприимчивости к внешним шокам. «Прежде всего это касается проведения бюджетной политики на основе бюджетных правил, наряду с политикой инфляционного таргетирования и свободного курсообразования», – подчеркивал он.

Примечательно, что сегодня власти расходятся в объяснении причин ускорения инфляции. Эльвира Набиуллина уверена, что наибольший вклад в повышение инфляции внесли сильно подорожавшие стройматериалы, мебель, легковые автомобили, туристические услуги, а также овощи из «борщевого набора». «Высокие темпы роста цен обусловлены как временными, так и устойчивыми факторами. По нашей оценке, устойчивые факторы сейчас преобладают. Они связаны с тем, что во многих секторах расширение спроса превышает возможности по наращиванию производства и импорта. Это вызывает дополнительный рост цен», – отмечала председатель Центробанка. Она добавляла: «Когда люди ожидают более быстрого роста цен, они решают делать крупные покупки раньше. И используют для этого как сбережения, так и заемные средства». Глава ЦБ тогда признавала, что «обратной стороной мягкой политики стало снижение привлекательности банковских вкладов, особенно с учетом роста инфляции».

При этом президент РФ Владимир Путин связал ускорение инфляции с внешними факторами. По его словам, инфляция в США превысила 5% при целевом показателе около 2%. И уже два года бюджет в США верстают с дефицитом в 15%. «И этот дефицит (бюджета. – «НГ») гасят за счет чего? За счет эмиссии. Вот отсюда инфляция, – пояснил президент России. – Безусловно, это отражается целиком и полностью на всей мировой экономике, имея в виду значимость американской (экономики) для всего мира и значимость доллара как самой большой, самой востребованной резервной валюты».

Эксперты «НГ» полагают, что причина неудач ЦБ в борьбе с бедностью и неравенством за счет обуздания инфляции связана с ограниченностью действий регулятора. «Монетарные меры, имеющиеся в распоряжении ЦБ, имеют ограниченный функционал и не способны предотвращать инфляцию издержек (когда цены растут вследствие удорожания сырья и материалов), так как практически каждый кризис связан с внешними факторами (например, цены на нефть), так от этого зависит удорожание импорта», – рассказывает профессор РЭУ им. Плеханова Никита Моисеев.

ЦБ видит только один способ борьбы с бедностью – это борьба с инфляцией за счет ограничений роста денежной массы, продолжает научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. «Их логика проста: общий объем денежной массы должен быть равен общему объему товаров. Увеличивать объем товаров – это значит либо строить новые предприятия, либо увеличивать импорт», – рассуждает он, подчеркивая, что в РФ не готовы делать ни то, ни другое.

«Поэтому у нас только один способ – сокращение денежной массы. В богатой стране с развитым производством и высоком уровнем жизни это могло бы сработать. Но у нас, где богатые покупают только импорт, платежеспособный спрос определяют бедные, которые в условиях сокращения денежной массы начинают меньше покупать, и сокращение денежной массы приводит к сокращению потребления. А это, в свою очередь, приводит к свертыванию производства», – говорит эксперт, отмечая, что социальным следствием этого процесса является снижение пенсий и зарплат.

По его мнению, в итоге борьба с инфляцией приводит не к снижению бедности, а к ее увеличению. «Пока мы будем бороться с бедностью путем изъятия денег из карманов граждан, мы бедность будем только усугублять», – резюмирует Дмитрий Журавлев.

Необходимо учитывать, что даже реальные действия ЦБ, направленные на снижение инфляции, привлечение инвестиций или борьбу с бедностью, освещаются не всегда корректно, говорит управляющий партнер BMS Group Алексей Матюхов. «То есть то, что касается риторики ЦБ и смежных ведомств, носит не только чисто экономический прикладной характер, но еще и политический. Одни и те же действия могут на словах мотивироваться разными предпосылками. Соответственно вчера на повестке дня это привлечение инвестиций, сегодня – борьба с бедностью. При этом применяются одни и те же инструменты», – продолжает он. Так, указывает эксперт, недавнее повышение учетной ставки призвано снизить темпы инфляции, но при этом повышается стоимость финансирования, стоимость капитала.

Поднимая для подавления инфляции ключевую ставку, ЦБ добивается лишь краткосрочного эффекта, спорит академик РАН Сергей Глазьев. При этом автоматически снижаются инвестиционная и инновационная активность, что увеличивает издержки из-за недогрузки производственных мощностей и девальвацию рубля – следствие технологической деградации из-за низких инвестиций, поясняет он. Экономист уверен, что применяемые методы борьбы с инфляцией «ее же и порождают».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


России требуется десятилетка трехпроцентного экономического роста

России требуется десятилетка трехпроцентного экономического роста

Анастасия Башкатова

Урезание социальных расходов больше не сможет рассматриваться как панацея для сбалансированного бюджета

0
1203
Центробанк намерен додавить инфляцию

Центробанк намерен додавить инфляцию

Анастасия Башкатова

Решения регулятора влияют на экономику с временным лагом в три–шесть кварталов

0
1556
Центральный банк России как необычный феномен

Центральный банк России как необычный феномен

Михаил Емельянов

ЦБ влияет на развитие страны не меньше, чем правительство, при этом сам практически никому не подвластен

0
3402
Политика Центробанка подстегнула спрос на арендное жилье

Политика Центробанка подстегнула спрос на арендное жилье

Ольга Соловьева

Высокая ставка и отмена льготной ипотеки сделали покупку квартиры малодоступной

0
1824

Другие новости