0
3435
Газета Экономика Печатная версия

22.09.2021 20:39:00

Чиновники назначат налоги за прошлые дивиденды

Капитальные вложения будут увеличивать кнутом и обещаниями пряников

Тэги: путин, мишустин, ндпи, налоги, финансы, политика, власть, силуанов

On-Line версия

путин, мишустин, ндпи, налоги, финансы, политика, власть, силуанов Фото Reuters

Анонсированная президентом Владимиром Путиным налоговая донастройка для наказания за прошлые высокие дивиденды и низкие инвестиции обретает конкретные очертания. Минфин предложил назначить для компаний «ретроспективное налогообложение дивидендов». Бизнес воспринял эту идею без особого восторга. А эксперты «НГ» считают, что искусственная стимуляция инвестиций через повышение налогов может не оправдать ожиданий.

В ближайший четверг, как ожидается, глава кабинета Михаил Мишустин проведет совещание, чтобы внести ясность в параметры налоговой донастройки. Накануне глава Минфина Антон Силуанов пояснил, что речь идет о двух новациях – повышении налога на прибыль для компаний, которые последние пять лет платили высокие дивиденды акционерам в ущерб развитию самих компаний, и увеличении налога на добычу природных ископаемых (НДПИ).

Минфин разработал законопроект, который вводит в Налоговый кодекс новый показатель, который будет сравнивать долю дивидендов и инвестиций в общем капитале компании за пять лет. То есть будет учитываться размер дивидендов и инвестиций не только за тот год, когда компания платит налог (впервые это может произойти в 2022 году, срок новации пока определен до 2024 года), но и за четыре предыдущих года.

Если разница между суммой дивидендов и суммой инвестиций, деленная на размер чистых активов компании (по российским стандартам бухгалтерского учета), окажется ниже единицы, то компания будет по-прежнему платить 20% налога на прибыль. Если же коэффициент составит от 1 до 2, то компания будет платить в региональные бюджеты 17 из 20%, но вот платеж в федеральный бюджет вырастет на 5 процентных пунктов до 8%, то есть в сумме предприятие отдаст 25%. При коэффициенте выше 2 в федеральный бюджет придется платить уже 13%, то есть общая ставка налога на прибыль вырастет до 30%.

По законопроекту Минфина, новый налоговый порядок не касается госкорпораций и их «дочек», если у государства более 50% в их уставном капитале. Но другие компании с госучастием будут подпадать под него, заявил Силуанов. «У нас должен быть единый подход к налогообложению, и если мы будем выделять госсектор или частный сектор, то это же, наверное, будет противоречить Конституции», – сказал он. Министр заверил, что под новый порядок подпадают «единицы компаний», хотя речь идет о всех отраслях, «никакой дифференциации нет, зависит только от объема дивидендов к уровню капитала». Впрочем, банки эта новация, по оценкам Минфина, не затронет.

Идея повышения налога на прибыль призвана решать задачу не пополнения бюджета, а стимулирования инвестиций, сказал во вторник Силуанов.

Помимо ретроспективного налога на прибыль вырастет и НДПИ. Согласно законопроекту, Минфин предлагает привязать НДПИ для производителей коксующегося угля и железной руды к рыночным мировым ценам на сырье. Для угольщиков ставка составит 1,5%, для производителей руды – 5,5%. Для производителей удобрений коэффициент ренты по НДПИ предлагается повысить в 2,5 раза – до 8,75. Сейчас выплаты по НДПИ составляют примерно 0,2% от рыночной цены продукции. Кроме того, Минфин предложил ввести акциз на сталь. Он будет составлять 3% от экспортной цены слябов в российских портах, если она превышает 300 долл. за тонну.

Силуанов заверил, что новый порядок является долгосрочным. «Нам нужна предсказуемость», – заявил он. Но именно этого и не хватает в связи с новациями, например, металлургам. Накануне ассоциация «Русская сталь» назвала новый налог ретроспективным. И действительно, ведь на него влияют показатели компаний за предыдущие годы, начиная с 2018-го, когда они не могли учитывать, что там придет в голову чиновникам спустя годы, тем более что те клятвенно обязались не ухудшать налоговые условия в стране. В ассоциации считают, что эти меры приведут к снижению инвестиций, так как проекты, которые выглядят привлекательно в нынешних условиях, потеряют привлекательность из-за роста налогового бремени.

«Такое вмешательство государства в рынок вряд ли приведет к росту инвестиций, скорее наоборот, – сказал «НГ» директор Института анализа предприятий и рынков Высшей школы экономики Андрей Яковлев. – Эта мера ухудшает инвестиционный климат, так как решение не распространять такие налоги на госпредприятия может восприниматься бизнесом как дискриминация частного сектора, отход от принципов честной конкуренции. Со временем бизнес, конечно, адаптируется и к этой мере, но нигде в мире увеличение налогов не приводит к росту инвестиций. Вместо принудительного изъятия сверхдоходов, возникающих в условиях высокой конъюнктуры, правительство могло бы вернуться к существовавшим в начале нулевых инвестиционным льготам по налогу на прибыль, при которых для компаний снижалась ставка налогообложения для прибыли, направляемой на инвестиции. В этой модели компании сами брали на себя риски и отвечали за свои действия. А в нынешней модели правительству нужно сознавать, что при ухудшении рыночной конъюнктуры компании с полным правом будут рассчитывать на помощь от государства».

«Государство само имеет прямой интерес в компаниях с более чем 50% участия, и в данном случае высокие дивиденды с контрольного пакета акций у правительства не уменьшают, а, наоборот, увеличивают поступления в казну. На этом логичном основании для них и будет сделано исключение из нового правила, – поясняет шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарев. – Остальные частные компании, для которых предлагаемый «стимулятор» все же вступит в силу, конечно, могут попытаться обойти новый механизм, проводя инвестиции поэтапно через структуру из нескольких дочерних компаний, одна из которых может выполнять какие-либо договорные обязательства, допустим, перед другой офшорной де-юре посторонней, а де-факто аффилированной с акционерами основного бизнеса компанией. Отследить такую схему по цепочке будет довольно непросто, да и не факт, что у чиновников регулирующих органов непременно возникнет желание о ней доложить».

Более действенной мерой стало бы снижение налоговой нагрузки на предприятия в особо важных для развития страны инновационных отраслях, на IT-стартапы, да и просто на любой стремящийся укрупняться успешный бизнес, считает Пушкарев. «Тогда искусственное сдерживание дивидендов стало бы уже не настолько актуально, а капитал, который мог бы потенциально работать на развитие бизнеса в России, не утекал бы вместо этого за рубеж. Если рентабельность собственного бизнеса высока, то и дополнительные вложения в уже имеющийся бизнес тоже не придется выбивать кнутом или искусственными стимулами», – говорит эксперт. 

Госкомпании из этой схемы исключены по двум причинам: во-первых, государству нужны дивиденды для собственных бюджетных расходов, во-вторых, госкомпании находятся под полным контролем, для них можно не принимать какой-то отдельный закон, а просто на уровне совета директоров принять решение, куда направлять прибыль, сказал «НГ» руководитель проекта Synergy Invest Сергей Четвериков.

По словам эксперта, причиной снижения инвестиционной активности крупных компаний внутри страны являются плохой инвестиционный климат, проблемы с защитой собственности, проблемы с падение покупательной способности населения в последние годы, и повышающиеся политические риски. «Если эти факторы не убрать, то дополнительное налогообложение дивидендов вряд ли приведёт к росту желания компаний или людей инвестировать внутри России. Компании будут платить чуть больше налога на прибыль, но все равно продолжат выводить прибыли в виде дивидендов», - считает Четвериков.

В сегменте малого и среднего бизнеса эти меры вызовут в первую очередь искажение отчетности в целях минимизации налогооблагаемой базы, считает управляющий партнер "BMS Group" Алексей Матюхов, «Бенефициаром компаний с госучастием является бюджет, а казну обижать нельзя - посему налоги платит челядь. Если инвестиционная активность и возрастет, то больше номинально, статистически», - говорит он.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Татарстан выступил против единой системы публичной власти

Татарстан выступил против единой системы публичной власти

Иван Родин

Госсовет не согласился с переименованием президента республики и изменением своего названия

0
1836
Переселенцам в РФ чиновники предлагают лучше готовиться

Переселенцам в РФ чиновники предлагают лучше готовиться

Екатерина Трифонова

Помимо ковида работе миграционных властей мешают заявители и жалобщики

0
1987
Россия и Израиль утопили противоречия в стакане виски

Россия и Израиль утопили противоречия в стакане виски

Игорь Субботин

Первая встреча Путина и Беннета вышла за рамки графика и правил

0
2378
Минск ждет от ЕС нестандартных решений

Минск ждет от ЕС нестандартных решений

Антон Ходасевич

Европа не поддается на шантаж и намерена ответить санкциями

0
1781

Другие новости

Загрузка...