0
13094
Газета Политика Печатная версия

16.08.2025 18:57:00

Константин Ремчуков. Главный итог встречи на Аляске – превосходная химия между Дональдом Трампом и Владимиром Путиным

Американский и российский президенты переиграли противников мира на Украине, не попав в ловушку расхожих ожиданий

Тэги: путин, трамп, сша, аляска, переговоры по украине, сво, украина, зеленский, ес, европа, политика, власть, геополитика


путин, трамп, сша, аляска, переговоры по украине, сво, украина, зеленский, ес, европа, политика, власть, геополитика

На пресс-конференции в Анкоридже Владимир Путин сказал, по-моему, о самом главном, самом значимом из того, что произошло на переговорах: «Мы видим, что президент США… проявляет понимание наличия у России своих национальных интересов».

Это ключ к пониманию развития международной ситуации. Урегулирование конфликта и развитие отношений, по крайней мере в ближайшие 3,5 года, пройдут по лучшему для России сценарию.

За последние годы в Москве сложилось устойчивое мнение, что Западная Европа не способна принимать ответственные самостоятельные решения без одобрения Вашингтона. И следует ожидать, что вскоре европейские столицы подравняются под генеральную линию Трампа.

В заявлении лидеров Франции, Великобритании, Германии, Италии, Польши, Финляндии и Европейского союза в прошедшую субботу, уже после Аляски, говорится, что они «готовы работать с Трампом и Зеленским для трехстороннего саммита при европейской поддержке».

Молодцы! Готовы работать с Трампом. А Трамп готов работать с Путиным. Пока европейцам произносить фамилию российского президента мучительно трудно, однако навык, несомненно, не замедлит вернуться.

Между Трампом и Путиным возникла и крепнет «химия отношений». Каким бы абстрактным ни казалось понятие «химия», в ее основе лежит доверие между людьми. А доверие предполагает прежде всего, что каждая сторона исходит из того, что партнер при принятии своих решений обязательно берет во внимание интересы второй стороны. Последние 10 лет Запад в отношении России ничего подобного не выказывал. Доминировала практика односторонних решений, подчас силовых. Так что время порадоваться ласточке с Аляски, знаменующей возвращение доверия.

В течение многих лет каждую неделю ко мне как главному редактору федеральной политической газеты приезжают поговорить о политике и международных отношениях крупные дипломаты, послы, эксперты и журналисты ведущих мировых изданий. Они всегда пытаются разобраться, чего хочет Россия, Путин, российский народ. Будто что-то осталось недосказанным.

Я часто предлагаю – особенно экспертам, дипломатам и послам ведущих стран, поскольку это люди с амбициями политических деятелей как минимум национального масштаба – провести мысленный эксперимент. Могут ли они составить на треть странички перечень стратегических национальных интересов России как гигантской по территории державы. И есть ли у нее такие интересы, актуальные на протяжении эпох, независимо от того, кто у власти – Петр Первый, Николай Второй, Иосиф Сталин, Леонид Брежнев или Владимир Путин. Есть или нет?

Мои гости сначала отнекиваются. Мол, формулировками пусть занимаются сами русские. Но я настаиваю, говоря: я, например, как эксперт могу составить такой перечень практически для каждой страны; и найду подтверждение в документах соответствующего государства, закрепляющего собственные национальные приоритеты в доктринальных текстах. После этого беру ручку и пишу крупными буквами то, что является экзистенциально важным для нас на протяжении веков. В частном порядке собеседники со мной обычно соглашаются.

Обобщающей особенностью взглядов большинства моих гостей (не всех, разумеется) на потребности России и русских является отношение к таким потребностям как вторичным в сравнении с интересами Запада. Буквально в любом вопросе. Энергетическая безопасность Европы, например, это диверсификация источников и минимальная цена поставки. А энергетическая безопасность России? Нас это не касается! Равная безопасность? С позиции Запада – всех в НАТО! Россия? Пусть решает сама! Политическое вмешательство во внутренние дела? К нам нельзя! А в Россию можно, потому что это – другое. И далее по всему перечню. Свободное судоходство на Балтике? Можем перекрыть России проходы! Можем вводить санкции как форму принуждения! Но ведь санкции способны привести к закрытию предприятий и безработице. Нас это не касается! Пусть люди свергают власть, а мы после этого снимем санкции. Возможно… И такая дребедень – каждый день.

За последние девять лет Запад поместил наши национальные интересы в игнор, закрыл глаза и уши, решив, что дожмет Россию.

То, что произошло на Аляске, – разрыв единого фронта Запада в отношении Москвы. Трамп, судя по всему, услышал Путина и воспринял наши интересы как легитимные и, самое главное, инструментальные для выстраивания новой конфигурации мировой политики.

Теперь на очереди – новая встреча Трампа и Путина в расширенном формате. В Вашингтоне Трамп убедит Зеленского пойти на компромиссы. Аргументы у американского президента авторитетные, у него козыри на руках. У Зеленского же, наверное, даже карт на руках нет.

Первые часы реакция мировых СМИ была удивительно однотипна: провал переговоров, вышли без решений, ни до чего не договорились!

Потом очухались и поняли, что и тут команды Трампа и Путина продумали ситуацию лучше. Выйди они с решениями, поднялся бы вой: какое вы вообще имели право принимать хоть какие-то решения! Ведь было же постановлено: никаких решений по Украине без Украины! Вот Трамп с Путиным и не подставились. Не огласили никаких решений по Украине без Украины. Пусть теперь мир ждет решений по Украине с Украиной.

И еще один аспект переговоров, вернее, освещения их в американских СМИ, бросился в глаза. Никакой содержательной информации о ходе переговоров и о решениях они добыть не смогли. Ведущие корреспонденты ничем не отличались от обывателей, сидящих перед телевизором. Характерно, что в знаменитой американской газете в большом материале по теме встречи на Аляске три автора указали, что создавали свои куски статьи, находясь соответственно в Вашингтоне, Киеве и Москве. Стало быть, они пребывали в плену тех же нарративов, которыми описывали российско-украинский конфликт все последние годы.

Между тем на Аляске произошло нечто принципиально новое и важное.

Без оглядки на них.


статьи по теме


Читайте также


Ремонт региональных дорог поддержат из федерального бюджета

Ремонт региональных дорог поддержат из федерального бюджета

Ольга Соловьева

Субъектам РФ обещают списать долги на 28 миллиардов рублей

0
1749
США подвергли наказанию и правительство, и повстанцев в Мьянме

США подвергли наказанию и правительство, и повстанцев в Мьянме

Владимир Скосырев

АСЕАН оказалась не в состоянии помочь стране решить внутренние проблемы

0
1463
В Америке разбираются в причинах рекордного шатдауна

В Америке разбираются в причинах рекордного шатдауна

Геннадий Петров

Трампу испортили радость от победы над демократами напоминанием о сексуальном скандале

0
1816
Левым партиям дают вздохнуть перед выборами в Госдуму

Левым партиям дают вздохнуть перед выборами в Госдуму

Дарья Гармоненко

КПРФ и "Справедливая Россия" будут конкурировать в жесткости критики власти, обращаясь к обиженному электорату

0
2107

Другие новости