Фото Reuters
Гарантии безопасности, которые предоставит Запад Украине в случае заключения мира с РФ, включат в себя отправку воинских контингентов западных стран на украинскую территорию. Однако их расположат не на линии боевого соприкосновения, и в данной миссии, по-видимому, будет участвовать немного стран. Такой вывод можно сделать по новостям среды, 20 августа. В этот день на нескольких мероприятиях НАТО обсуждались недавние переговоры Дональда Трампа по завершению конфликта Москвы и Киева.
В Брюсселе, в штаб-квартире НАТО прошли переговоры Североатлантического совета. Это высший орган принятия политических решений альянса.
На мероприятии председательствовал генсек НАТО Марк Рютте, а само оно проходило только с участием постпредов. Не самый высокий уровень обсуждения, предполагающий лишь предварительную проработку деталей будущей договоренности. В тот же день в онлайн-режиме собрались главы генштабов стран альянса. В этих переговорах участвовал и американский генерал, командующий силами НАТО в Европе Алексус Гринкевич.
Оба мероприятия, проходившие, естественно, в закрытом режиме, были посвящены обсуждению того, что в альянсе именуется гарантиями безопасности Украине. Напомним, что после переговоров, которые провел Трамп – 15 августа он встретился на Аляске с Владимиром Путиным, а 18 августа принимал в Белом доме украинского президента Владимира Зеленского и лидеров пяти стран НАТО, плюс Рютте и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, – были озвучены дальнейшие шаги, которые планируют предпринять США и их союзники, чтобы выйти на какую-либо договоренность по завершению российско-украинского конфликта. Во-первых, предполагается разработать некие гарантии безопасности Украине не по линии НАТО. Ее вступление в Североатлантический альянс отныне отменяется, заявил Трамп: таков его шаг навстречу России, с точки зрения американского президента – более чем серьезный. Во-вторых, планируется провести прямую встречу Путина и Зеленского. А там, глядишь, и трех президентов: Украины, РФ и США. На ней, по мысли Трампа, будет заключено финальное соглашение о мире.
Никаких оснований считать, что встреча Путина и Зеленского состоится, в Москве не дали. Не было ни соответствующих заявлений Кремля, ни хотя бы сообщений в прессе со ссылкой на российские или пусть западные источники, что есть принципиальная договоренность о времени и месте проведения этого саммита. Имеется лишь сообщение газеты The Telegraph со ссылкой на чиновника британского правительства, что Великобритания и ЕС введут против России новые санкции, если переговоров Путин–Зеленский не будет. Это снижает вероятность такой встречи. Переговоры под давлением в Кремле не любят.
А вот выработка гарантий безопасности – это то, что целиком зависит от воли союзников США. Зеленский заявил, что соответствующие предложения будут окончательно готовы где-то в начале следующей недели. Пока известен только один элемент этих гарантий. В их рамках на Украину будут введены войска так называемой «коалиции желающих» (другое название – «коалиция решительных»), ядро которой составляют страны НАТО. При этом они войдут в страну только после окончания боевых действий. О готовности их туда ввести уведомили в своем совместном заявлении еще 17 августа премьер-министр Великобритании Кир Стармер и президент Франции Эмманюэль Макрон. В сущности говоря, это немногим отличается от ввода войск НАТО на Украину. Единственная принципиальная разница: в стране не будет американского контингента. США не входят в «коалицию желающих».
Как особо подчеркивают официальные лица (например, британский министр обороны Джон Хили), непосредственно на линии боевого соприкосновения войска «коалиции желающих» находиться не будут. Только в тылу, прикрывая в том числе украинское небо. Общая численность контингента составит примерно 30 тыс. человек. А вот кто именно в него войдет, по сей день остается неясным.
Агентство Bloomberg сообщает, что в миссии готово принять участие не более 10 стран из 33, входящих в «коалицию желающих». В их числе – Великобритания и Франция. Против участия Германии в этой миссии однозначно высказался министр иностранных дел ФРГ Йохан Вадефуль. Он объявил, что Бундесвер и так выполняет слишком много задач по обеспечению безопасности Европы, чтобы заниматься еще и защитой Украины. До недавнего времени не было понятно, может ли «коалиция желающих» рассчитывать на Польшу. Ясность польский министр обороны Владислав Косиняк-Камыш внес только в среду публично и до мероприятий НАТО. На пресс-конференции он сказал, что его страна не направит своих солдат на Украину, и это принципиальная позиция правительства премьера Дональда Туска. Аргументация у него такая же, как у Вадефуля: у Польши свои задачи по обеспечению безопасности Европы, и смешивать их не придется.
Таким образом, если на Украине и появится какой-то западный контингент, то с ядром в виде военнослужащих Великобритании и Франции. Кроме того, гарантии безопасности, возможно, включат некие обязательства со стороны ЕС. За это высказался председатель Евросовета Антониу Кошта. Правда, что-либо гарантировать ЕС силой оружия не может: наднациональной армии у него нет.