0
111
Газета Экономика Печатная версия

29.09.2025 20:52:00

У повышения НДС в парламенте нашлись оппоненты

В Госдуме началась работа сразу над двумя бюджетами

Тэги: госдума, новый финансовый план, новый бюджет, налоги, ндс


госдума, новый финансовый план, новый бюджет, налоги, ндс Глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров официально получает правительственный проект госбюджета на следующие три года. Фото РИА Новости

В понедельник в Госдуме началась работа над новым финансовым планом на ближайшие три года. Депутаты должны будут принять и новую версию бюджета-2025, в которой увеличен плановый дефицит при сохранении прежнего прогнозного предела госрасходов. Это уже второй существенный пересмотр бюджета-2025 в текущем году. Через неделю в Совете Федерации запланированы слушания по бюджетным проектам. Между тем некоторые депутаты уже открыто критикуют планы Минфина поднять ставку налога на добавленную стоимость (НДС), предлагая различные альтернативы и указывая на негативные экономические последствия предложений Минфина.

Российское правительство официально направило в Госдуму новую версию бюджета текущего года, которая была использована для подготовки финансового плана правительства на 2026–2028 годы. Новые ключевые изменения параметров бюджета-2025 – это сокращение плановых доходов, сохранение уровня госрасходов из прошлой версии и увеличение планового бюджетного дефицита с 1,7% до 2,6% ВВП. Первый пересмотр бюджета-2025 с увеличением дефицита с 0,5% ВВП до 1,7% был законодательно утвержден еще в июне текущего года.

Внесенные в Госдуму правительством РФ вместе с бюджетным пакетом изменения в закон о федеральном бюджете на 2025 год обеспечат продолжение финансирования ряда льготных ипотечных программ и других вопросов социальной политики. С таким объяснением выступил в понедельник на заседании думского комитета по бюджету и налогам глава этого комитета Андрей Макаров. «Изменения направлены на финансовое обеспечение ряда приоритетных направлений. В том числе это продолжение льготных ипотечных программ – семейной, дальневосточной, обеспечение социальных обязательств государства в сфере социального обслуживания, софинансирование расходов регионов на создание системы долговременного ухода за пожилыми гражданами и людьми с ограниченными возможностями, на поддержку сельхозпроизводителей, на ремонт ряда федеральных и региональных дорог, на осуществление мер противодействия природным катаклизмам», – сказал председатель думского бюджетного комитета.

Макаров напомнил, что на рассмотрение поправок к бюджету по закону отводится 30 дней. В связи с этим комитет предлагает совету Госдумы вынести рассмотрение поправок в бюджет 2025 года на 15 октября, отметил он.

В бюджетный пакет вошли 11 законопроектов. Комитет проверил и подтвердил соответствие поступивших документов бюджетного пакета законодательству, после чего направил совету Госдумы свои предложения по порядку рассмотрения проекта бюджета, включая определение ответственных комитетов Госдумы и комитетов – соисполнителей по всем разделам и подразделам бюджета и госпрограммам, а также по рассылке материалов бюджета в регионы, профильным комитетам Госдумы, в Совет Федерации, Счетную и Общественную палаты для получения заключений.

Комитет Госдумы по бюджету и налогам будет рекомендовать рассмотреть проект федерального бюджета на 2026–2028 годы на пленарном заседании Госдумы 22 октября. Об этом заявил в понедельник Андрей Макаров.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко анонсировала открытые слушания, или «нулевое чтение», нового проекта будущего трехлетнего бюджета 6 октября на площадке верхней палаты парламента (см. «НГ» от24.09.25). Главная новация бюджета следующей трехлетки – это повышение налогов, в том числе и ставки НДС с нынешних 20 до 22%. Это повышение ставки НДС на 2 процентных пункта, должно принести федеральному бюджету около 4,42 трлн руб. в предстоящую трехлетку, ожидает Минфин. В 2026 году дополнительные поступления запланированы в размере 1,187 трлн руб., в 2027 году – 1,559 трлн руб., в 2028 году – 1,677 трлн руб. Об этом говорится в пояснительной записке к проекту бюджета.

183-4-2480.jpg
Комитет Госдумы по бюджету и налогам
уточняет процедуру рассмотрения поправок
в бюджет текущего года. 
Фото с сайта www.duma.gov.ru
Между тем некоторые депутаты, чиновники и экономисты не уверены, что подъем налога на добавленную стоимость решит бюджетные задачи.

«Проект бюджета на 2026 год с предложением повысить НДС до 22% и заставить платить НДС малый бизнес при общем объеме выручки свыше 10 млн руб. будет, с одной стороны, провоцировать инфляцию, с другой – еще больше подавлять экономический рост», – заявила депутат Оксана Дмитриева, которая входит в бюджетный комитет Госдумы. По ее словам, предложенная налоговая новация продолжает фактический курс финансового блока и ЦБ на охлаждение экономики и формирование искусственного тормоза экономического роста.

«Политика государственного долга, формирования Фонда национального благосостояния (ФНБ), денежно-кредитная политика с высокой учетной ставкой нуждаются не только в экономическом анализе, но и в расследовании на соответствие национальной безопасности страны», – считает Дмитриева. Ранее она называла денежно-кредитную политику ЦБ с высокой учетной ставкой крупнейшей экономической диверсией последних десятилетий (см. «НГ» от 06.02.25).

«Недостаток доходов бюджета для финансирования расходов бюджета вызван двумя факторами: во-первых, существенным снижением темпов экономического роста, а следовательно, сокращением доходов бюджета; во-вторых, все возрастающими расходами бюджета на компенсацию высокой ключевой ставки в части роста расходов на обслуживание долга, субсидирования процентных расходов по ипотеке, кредитам промышленным предприятиям и аграриям, – объясняет Дмитриева. – При этом и падение темпов экономического роста, и возросшие расходы на обслуживание долга, и потребности субсидирования процентной ставки по кредитам, в свою очередь, вызваны фантастически высокой ключевой ставкой и не менее абсурдной политикой долга с избыточными заимствованиями и формированием Фонда национального благосостояния за счет заимствований».

Заимствования сверх необходимости покрытия дефицита бюджета, осуществляемое даже при профицитных бюджетах, привело к необоснованному росту расходов на обслуживание долга, что ложится непомерным бременем на бюджет в сложный период, который мы переживаем сейчас, утверждает депутат. Так, расходы на обслуживание долга выросли с 1,82% от расходов бюджета в 2009 году (самая низкая за рассматриваемый период) до 5,7% в 2024 году. При этом впечатляют и потери от тактики вложения своих средств через ФНБ под низкие проценты с одновременными заимствованиями под высокие. «За рассматриваемый период расходы на обслуживание долга составили 14,1 трлн руб., а доходность от вложения средств ФНБ в 7 раз меньше. И при этом часть средств в ФНБ в составе золотовалютных резервов ЦБ просто заморожена», – напоминает Дмитриева.

Повышение ставки НДС может негативно сказаться на экономике России, считает первый зампред комитета Госдумы по экономической политике Николай Арефьев. Он уверен, что рост ставки НДС приведет к цепной реакции удорожания товаров и услуг.

«Даже если продукты первой необходимости останутся по прежней ставке в 10%, налоги все равно прибавляются к цене готовой продукции. А часть этой продукции используется как сырье или комплектующие, поэтому возникает эффект арифметической прогрессии», – пояснил депутат. По его словам, рост инфляции автоматически повлечет повышение ключевой ставки. По мнению парламентария, у государства есть альтернативные возможности для пополнения бюджета. «У нас 3,9 трлн руб. ликвидных активов Фонда национального благосостояния, колоссальные золотовалютные резервы, огромный теневой сектор экономики. Все это можно задействовать вместо повышения налогов», – предлагает Арефьев.

«Повышение НДС является худшим из возможных способов увеличения бюджетных доходов. Это налог на потребителя, вызывающий рост цен, а также подавляющий инновационную активность и развитие экономики, так как производство большей добавленной стоимости облагается большим налогом. Лучше бы отменили освобождение от НДС экспорта сырьевых товаров. Это стимулировало бы их переработку и развитие экономики, способствовало бы стабилизации цен. И дало бы куда больше бюджетных доходов и снизило бы вывоз капитала», – считает госсекретарь Союзного государства Сергей Глазьев. 


Читайте также


Для Госдумы-2026 собрали дюжину инструментов

Для Госдумы-2026 собрали дюжину инструментов

Дарья Гармоненко

Пятипартийную конфигурацию парламента подстрахуют семь малых политструктур

0
1130
Депутаты решили делать людям добро

Депутаты решили делать людям добро

Иван Родин

Автоматические цифровые подписки отменяют для всех, строгость земельных законов – пока лишь для приграничья

0
1969
Повышение налогов поможет правительству профинансировать расходы

Повышение налогов поможет правительству профинансировать расходы

Михаил Сергеев

Минэкономразвития понизило прогнозы по росту ВВП в 2025 и 2026 годах

0
2388
Володин призвал усилить контроль за тарифами ЖКХ в регионах

Володин призвал усилить контроль за тарифами ЖКХ в регионах

0
772

Другие новости