0
163
Газета Экономика Печатная версия

16.11.2025 20:26:00

Жителям России все меньше нужны собственные автомобили

92% молодых людей пользуются услугами такси

Тэги: авторынок, сокращение покупок, отказ от личного владенния автомобилем, спрос на каршеринг и такси


авторынок, сокращение покупок, отказ от личного владенния автомобилем, спрос на каршеринг и такси Фото агентства городских новостей "Москва"

В РФ сокращается доля населения, у которого во владении есть личный автомобиль. При этом активно растет спрос на услуги такси и каршеринга, замечают социологи. По мнению экспертов, одна из причин – смена поколенческих установок. Зумерам и миллениалам в отличие от более взрослых поколений важнее пользоваться, а не владеть машинами. Спрос на их аренду будет расти, ожидают аналитики. В развитых странах автоконцерны безуспешно пытаются решить проблему низкого интереса молодежи к покупке личного транспорта.

Как следует из опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ), на сегодняшний день у 61% россиян в семье есть автомобиль. Пять лет назад две трети опрошенных сообщали о наличии машины. Об отсутствии автомобиля сегодня сообщают 35% россиян против 32% в 2020 году.

Что примечательно, личный транспорт наиболее популярен у жителей столиц, средних городов и сел. Так, у 64% жителей столицы есть персональное автомобили, такая же доля автомобилистов и среди жителей сел. В городах с населением от 250 тыс. до 1 млн человек, личная машина есть у 66%, следует из данных ФОМ.

На фоне падения интереса к владению личным автомобилем у населения растет спрос на такси, замечают социологи. Так, если пять лет назад услугами таксистов пользовались 66% россиян, то сегодня уже 72% населения, сообщает ФОМ. Пять лет назад не пользовались такси треть населения, сегодня – 28%.

Основные пользователи такси сегодня – молодежь. Среди молодых россиян от 18 до 30 лет с высшим образованием пользователей такси 92%. Среди граждан от 31 до 45 лет – 80%.

У трети российских семей нет собственного автомобиля, и большинство из них (79%) не планируют его покупку в принципе, следовало из апрельского опроса, проведенного специалистами Финансового университета.

Почти четверть населения РФ не имеют и не планируют получать водительское удостоверение, добавляли эксперты. Причем чаще всего (34% опрошенных) водительское удостоверение не нужно домохозяйствам, состоящим из одного человека.

Эксперты обращают внимание на еще одну особенность. Даже из тех, у кого есть собственный автомобиль, только 8% респондентов пользуются исключительно им. Остальные периодически ездят на общественном транспорте (84%), такси (73%) или каршеринге (2%). Свыше половины опрошенных, отвечая на вопрос, почему они предпочитают пользоваться такси и каршерингом, указывали в качестве основной причины стоимость – личная машина обходится дороже.

По мнению экспертов, одна из причин роста спроса на аренду автомобилей и услуги такси – смена потребительской модели. Многие россияне, особенно среди молодежи, уже не стремятся к покупке собственного автомобиля, для них машина – это в первую очередь сервис по запросу.

Некоторый спад наблюдается и в выдаче водительских прав. Согласно данным ГИБДД, в прошлом году в РФ было выдано 1,34 млн водительских прав, что на 2% меньше, чем в 2023 году. Для сравнения: в 2021 году было выдано 1,55 млн водительских прав.

Частично на отказ от пользования личным авто указывает и тот факт, что сроки владения легковыми автомобилями в России увеличиваются. По данным агентства «Автостат», по итогам девяти месяцев этого года лишь 9% автомобилей в возрасте от трех до семи лет сменили владельца. В 2019-м этот показатель составлял 15%. То есть продажа машин происходит реже, а срок владения заметно растет.

Доля домохозяйств, владеющих автомобилем, среди молодых поколений заметно ниже, подтверждают ученые из Высшей школы экономики (ВШЭ). Они, в частности, обращали внимание на то, что сегодня у поколения, рожденного после 1995 года, в возрасте 25–29 лет только у 30% есть личный автомобиль. У предыдущего поколения в их возрасте личное авто было у половины домохозяйств.

Таким образом, владение автомобилем перестает быть нормой. А более молодые поколения миллениалов (рожденные с 1981 по 1999 год) и зумеров (рожденные с 2000 по 2015 год) воспринимают машину как инструмент под конкретную задачу. «Среди современной молодежи также распространяются практики совместного использования автомобилей (каршеринга). Пользователи каршеринга – это люди от 25 до 34 лет, а средний водительский стаж пользователей составляет 12 лет», – добавляют в ВШЭ.

Спрос на аренду машин в России действительно растет. Оборот в сегменте проката автомобилей вырос на 24% год к году этим летом, а число транзакций увеличилось на 25%, говорилось в исследовании сервиса «ЮKassa» финтехкомпании «ЮMoney». Средний чек не изменился и составил 3275 руб.

По итогам прошлого года объем российского рынка каршеринга достиг 63 млрд руб., подсчитывали в консалтинговой компании Б1 (бывшая компания EY в РФ). Для сравнения: в 2023 году объем этого рынка оценивался в 44 млрд руб. Аналитики ожидают, что объемы рынка будут расти в среднем на 40% в год и к 2028 году его объемы превысят 230 млрд руб.

Главная причина такого стремительного роста, по мнению экспертов, иная ментальность молодых поколений. Главные потребители аренды авто – это миллениалы и зумеры, которым в большей степени свойственна культура шеринга, то есть предпочтения аренды или подписки непосредственному владению.

Впрочем, параллельно с ростом краткосрочной аренды автомобилей развивается и рынок такси. Так, летом 2025 года оборот служб такси вырос в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом в 2024 году, оплат стало в два раза больше, а средний чек по России увеличился на 18%, сказано в исследовании сервиса «ЮKassa».

Рынок такси в России по объемам пока что во много раз превышает рынок аренды автомобилей. По итогам 2024 года на такси было совершено 3,4 млрд поездок, что на 2% больше, чем годом ранее, сообщали в аналитической компании BusinesStat. В деньгах объем российского рынка перевозок такси оценивается в 1 трлн руб.

Аналогичные тенденции по отказу от личного авто идут и на Западе. Американские СМИ обращают внимание на то, что, к примеру, еще в 1997 году в США у 43% 16-летних американцев уже были водительские права, а среди 17-летних количество водителей составляло 62%. В 2020 году эта доля снизилась на 18% для 16-летних и на 17% для 17-летних. Среди 20–25-летних в 1997 году права были у 90%, а теперь только у 80%.

Среди основных причин нежелания водить машину называлась в том числе и дороговизна владения автомобилем. «Стоимость таких транспортных средств непомерна для молодежи (плюс страховка, плюс налоги, плюс обслуживание и ремонт, штрафы, оплата парковок и проезда по платным дорогам…). Вместо автомобилей зумеры все чаще выбирают каршеринг и общественный транспорт», – сообщали СМИ.

Немецкие автопроизводители ранее также столкнулись с масштабным кризисом – отказом молодежи от покупок новых машин.

По данным PwC, почти половина потребителей в Великобритании (49%) с большей вероятностью вместо покупки авто выберут так называемую подписку, то есть аренду и каршеринг. Такой вариант чаще всего выбирают люди в возрасте от 18 до 44 лет, замечали исследователи.

Экономист Олег Николаев полагает, что пока о тренде отказа от личного владения автомобилем в пользу такси или каршеринга говорить рано. «С 2020 года суммарный парк зарегистрированных легковых автомобилей в России вырос на 7%, с 44,15 млн до 47,48 млн (данные агентства «Автостат». – «НГ»). Около 800 тыс. из них используются в качестве такси, еще 75–80 тыс – в каршеринге», – перечисляет он.  


Другие новости