0
1379
Газета От редакции Интернет-версия

01.06.2009 00:00:00

АвтоВАЗ как наказание для всей страны

Тэги: ваз, глонасс, экономика, кризис, автопром


Июнь и июль, судя по заявлениям чиновников, должны стать переломными месяцами для отечественного автопрома. Именно в эти месяцы до очередной раз запутавшегося в проблемах АвтоВАЗа должна дойти господдержка в 25 млрд. руб. Возможно также, что и госбанки начнут выдавать ему обещанные под нажимом правительства кредиты на 90 млрд. руб. Кроме того, как заявил на днях глава Минпромторга Виктор Христенко, в июле наконец-таки атодиллеры распродадут иномарки, которые они ввезли в страну до повышения с 1 января пошлин на импорт автомобилей зарубежного производства. Это избавит родные «тазики» от нежелательных конкурентов.

Столь масштабная помощь, как заявил вице-премьер – министр финансов Алексей Кудрин, позволит АвтоВАЗу превратиться в течение трех лет в мировой бренд. Идут даже намеки, что скоро не будет разницы между «жигуленками» и «Рено», так как модернизацией займется известный концерн Renault. Вот только сильны ощущения, что мы уже когда-то нечто подобное с АвтоВАЗом проходили и пытаемся в очередной раз наступить на старые грабли.

Радужные перспективы АвтоВАЗу прочили еще лидеры СССР. В 1985-1986 годах Михаил Горбачев обещал, что через 10 лет предприятие станет «законодателем мод в мировом автомобилестроении». С развалом СССР и проникновением в страну иномарок цели несколько изменились.

В 1996–1997 годах тогдашний премьер Виктор Черномырдин, добиваясь реструктуризации задолженности завода на 800 млн. долл. и оказания предприятию госпомощи в совокупности на 15 трлн. тогдашних рублей, не менее уверенно заявлял, что предоставляемая АвтоВАЗу помощь не только закроет текущие потребности предприятия, но и будет способствовать развитию производства – АвтоВАЗ выпустит седан для чиновников и народный автомобиль для горожан и сельчан. Итогом тех затрат стал выпуск «десятки» и «Лады-Калины», которые к особым достижениям автопрома вряд ли можно отнести. Конкурировать с иномарками эти автомобили могут только в российских тепличных условиях, и то если государство постоянно повышает пошлины на иномарки, которые впервые были введены в 2003 году.

При этом сменивший Черномырдина на посту премьера Владимир Путин также постарался поддержать знаменитый завод. В 1999 году, заявляя о необходимости выделения ему 13 млрд. руб. из бюджета, он утверждал, что АвтоВАЗ в течение дух лет выпустит автомобиль на базе немецкого седана.

Обосновывая необходимость введения торговых барьеров на пути иномарок и выделение из госбюджета 17,5 млрд. руб. помощи АвтоВАЗу в 2002 году, тогдашний премьер Михаил Касьянов также говорил, что эти деньги позволят концерну в течение трех лет стать конкурентоспособным. В чем-то он не ошибся, экономический подъем обеспечил рост покупательной способности россиян, которые бросились скупать не только иномарки, но и «тазики». При этом АвтоВАЗ на время прекратил клянчить новые миллиарды у государства и даже нарастил выпуск автомобилей, но все равно его доля на российском рынке упала с 2003 по 2008 год с 63 до 24%.

Конечно, техника не стоит на месте, и сейчас вазовские модели далеко ушли от «Фиата» 1966 года выпуска. Однако вряд ли их можно считать современными по техническим характеристикам и качеству. Поддерживать автопром надо, но этот процесс не должен превращаться в консервацию технологической отсталости и экономической неэффективности. Между тем вектор развития АвтоВАЗа внушает опасения не только своим прошлым, но и перспективными наработками. Близкое к ВПК чиновничество все громче требует обязательного оснащения отечественных автомобилей системой ГЛОНАСС, которая уступает по качеству уже распространившейся по миру и России американской GPS, но при этом в несколько раз дороже стоит. Впрочем, если с чем она и выглядит гармонично, так это с «Ладами» да «Калинами».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Михаил Сергеев

Регулярные пассажирские морские рейсы на Дальнем Востоке поддержат из бюджета

0
294
Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Георгий Соловьев

Как Центр управления регионом меняет правила игры для предпринимателей

0
261
Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Анастасия Башкатова

В новой классификации домохозяйств появились не только "одиночки", но и "пустые гнезда"

0
290
Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

0
214

Другие новости