Фото сайта pixabay.com
Понятие дискредитации все глубже входит в законодательную базу и распространяется уже не только на область военно-политическую, но и на сферу культуры. Не так давно в РФ был принят закон об отказе в выдаче прокатных удостоверений фильмам при наличии в них «материалов, дискредитирующих традиционные ценности и (или) пропагандирующих их отрицание». Любой новый культурный продукт, который появляется в России, и без того ориентируется на указ президента № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Несоответствие положениям этого документа может стать причиной для запрета мероприятия, отказа в выдаче прокатного удостоверения или как минимум жалобы любого гражданина в Роспотребнадзор с последующей за ней реакцией ведомства. Прецеденты уже были: в большинстве они касались возрастной маркировки продукции. Но есть громкие примеры. Так, Роскомнадзор выявил в фильме «Айта» режиссера Степана Бурнашева «деструктивную информацию, противоречащую принципам единства народов России». По мнению ведомства, в картине демонстрируется «неравенство лиц по национальному признаку»: положительные стороны героев одной национальности намеренно противопоставлены отрицательным поступкам персонажей другой национальности.
После вступления в силу нового закона (это случится 1 марта 2026 года), очевидно, содержание фильмов будет рассматриваться более жестко. За скобками законопроекта осталось требование получать прокатное удостоверение онлайн-платформам, что, по мнению специалистов, заняло бы годы: контент стримингов разрастается, не говоря уже о том, что в базе тысячи фильмов и сериалов, снятых в разные годы. Но действие закона будет распространяться на аудиовизуальные сервисы (сюда входят не только онлайн-кинотеатры, но и видео в соцсетях): Роскомнадзор будет давать сутки на удаление контента или изменение возрастной маркировки материала.
Пока не совсем понятен механизм, по которому будет исполняться закон. Председатель комитета Госдумы по культуре Ольга Казакова на днях заявила, что обсуждала с министром культуры РФ Ольгой Любимовой вопрос увеличения штата экспертов ведомства, которые проверяют фильмы и сериалы для выдачи прокатного удостоверения. «Вы не представляете, какое количество фильмов они ежедневно смотрят», – заявила депутат. После 1 марта на экспертов ляжет обязанность обрабатывать обращения и делать заключения, «действительно ли что-то противоречит законодательству или указу президента № 809».
Складывается ощущение, что внутри системы обеспечения этих ценностей происходит некоторый сбой, перекос: киноиндустрия очень зависима от государства, огромное количество фильмов снимается с госфинансированием – после конкурсных процедур, в ходе которых излагается концепция будущего фильма. И формально одни эксперты, привлеченные Министерством культуры (или аккредитованными фондами), могут одобрить заявку, а другие – отозвать у не прошедшего проверку фильма удостоверение. Вопрос уже поднял глава думской фракции «Справедливая Россия – За правду» Сергей Миронов: «Может, государству логичнее и проще не давать деньги на подобные произведения, чем потом их запрещать?»
Очевидно, что для действующих и заново набранных экспертов нет методичек: они будут опираться на текст «Основ». Но остается немало возможностей для интерпретации. Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, справедливость и так далее – у каждого эксперта может быть свой порог «допустимости» по каждому из положений документа. Чтобы унифицировать критерии, по которым тот или иной фильм можно допустить или не допустить до зрителя, придется вырабатывать специальный документ. Сделать это будет непросто – искусство фантазийно, гибко, как и сама жизнь, и унифицировать его так же сложно, как заставить всех мыслить одинаково.