0
1136
Газета Образование Интернет-версия

25.05.2007 00:00:00

«Школы-оазисы» – это еще не все

Тэги: mba, бизнесшколы, конференция


mba, бизнес-школы, конференция Бизнесмены предпочитают учиться заочно или в вечернее время...
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

В Москве начала работу международная конференция руководителей бизнес-школ «Послевузовское образование в области менеджмента – развитие профессиональных бизнес-лидеров». Организатором конференции является Международная Ассоциация МВА (АМВА). Участниками конференции стали руководители 126 аккредитованных бизнес-школ из 34 стран мира. Такого рода конференции для руководителей бизнес-школ проводятся Международной Ассоциацией МВА ежегодно. В этом году местом проведения конференции выбрана Россия. Инициатором ее проведения в Москве выступил институт экономики и финансов «Синергия». Среди почетных участников конференции – Его королевское высочество принц Майкл Кентский, член палаты лордов парламента Великобритании лорд Скидельски, президент Ассоциации МВА сэр Пол Джадж. Одним из главных вопросов конференции стала тема качества бизнес-образования.

Как рассказал «НГ» ректор института «Синергия» Михаил Иоффе, в настоящее время эта тема активно обсуждается на всех уровнях. И государство выделяет большие средства на поддержку и развитие образования. «Бизнес начинает интегрироваться в учебный процесс, поддерживая идею создания современной бизнес-школы, конкурентной на международном рынке образовательных услуг, – заметил Михаил Иоффе. – И по этому поводу в прессе высказываются самые разнообразные, зачастую противоречивые идеи. Они касаются как реального положения российских бизнес-школ и достигнутых ими успехов, так и существующих проблем и перспектив развития национальной системы образования и ее интеграции в международное образовательное пространство. Высказывается мнение, что российские школы сильно отстают от зарубежных. В связи с этим ставится задача создания модели идеальной школы будущего, появление неких «школ-оазисов», которые в перспективе должны будут превосходить зарубежные аналоги и стандарты. Целесообразность и значимость поставленных задач не вызывает сомнений. Однако в процессе их решения полезно было бы еще раз внимательнее присмотреться к уже достигнутым в этой области успехам... По оценке зарубежных экспертов, российские школы располагают огромным творческим и энергетическим потенциалом». Менеджер департамента аккредитации Ассоциации МВА Питер Калладайн считает, что российский рынок МВА очень динамичный и достиг более значительных успехов, чем, например, в Германии. Как рассказала «НГ» Лариса Карташова, проректор ИЭФ «Синергия», эксперт Международной Ассоциации MBA, эксперт Совета Минобразнауки России по программе «Мастер делового администрирования» (МВА), в числе основных пожеланий российским школам МВА со стороны зарубежных экспертов – более четко определить стратегию развития бизнес-школ на ближайшее время и на отдаленную перспективу. Сделать так, чтобы слова не расходились с делом, а именно: четко прописать порядок и процедуры, миссию и рыночную стратегию, сделать этот порядок и процедуры понятными и доступными для всех – преподавателей, студентов, менеджмента программ.

«Одним из важнейших вопросов на сегодняшний день остается проблема определения потребностей государства в управленческих кадрах, – поделился с «НГ» своим видением стратегии развития бизнес-школ Андрей Марголин, директор Международного института госслужбы и управления Российской академии государственной службы при президенте РФ. «Если исходить из потребностей рынка и конкретных компаний, то наиболее остро ощущается спрос именно на высококлассных специалистов, – заметил он, – и ряд компаний пытается решить эту проблему путем приглашения иностранных менеджеров или направлением своего персонала на обучение за рубеж... Но если посмотреть на самые проблемные отрасли отечественной экономики (агропромышленный комплекс, текстильную и легкую промышленность), то можно увидеть, что работающие в них успешные компании, как правило, возглавляются российскими менеджерами, совсем не обязательно имеющими степень МВА престижного зарубежного образовательного учреждения. Безусловно, зарубежный опыт также очень важен, и поэтому будущее, на мой взгляд, за совместными образовательными программами российских и зарубежных бизнес-школ». По мнению Андрея Марголина, еще одним принципиальным делом является вопрос – сфокусироваться на общей или специализированной подготовке менеджеров. Соответственно, и образовательные программы наряду с обязательными базовыми знаниями должны обеспечивать возможность получения эксклюзивных знаний и навыков в тех областях, где конкурентоспособность конкретной бизнес-школы наиболее высока. Со временем образовательные учреждения, предлагающие программы МВА или другие формы бизнес-образования, будут отличаться друг от друга прежде всего наличием уникальных команд преподавателей в специализированных областях знаний.

Определением потребностей в управленческих кадрах, например для инновационной экономики, уже давно занимается Факультет инновационно-технологического бизнеса АНХ. Сколько менеджеров и специалистов нужно для работы в институтах НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок), сколько для производства новых продуктов, сколько для сертификации и так далее. Но главное – не только сколько их нужно, а каких именно. Факультет уже отработал свою методику в разных регионах, например, в Пензе и в Санкт-Петербурге. Теперь такой методикой заинтересовались в Кемерове, Татарстане, Ставрополе, Московской области. Как рассказал «НГ» декан ФИТБ Владимир Зинов, уже многие руководители регионов приходят к осознанию того, что развитие областей должно пойти от инновационной деятельности.

Международная конференция – это прежде всего обмен опытом. Как и совместные программы – это дополнение и обогащение друг друга. Как считает Виктор Орехов, начальник отдела подготовки маркетинга МИМ ЛИНК, российский опыт никогда не игнорировался зарубежными коллегами. «Наши британские партнеры стремятся использовать опыт своих зарубежных коллег», – рассказал Виктор Орехов. Так, МИМ ЛИНК создал и усовершенствовал технологию подготовки тьюторов (преподавателей дистанционного обучения). Сегодня английские партнеры ЛИНКа начинают брать с нас пример и готовить преподавателей по своим программам. Наша книга об основах деятельности тьютора в системе дистанционного образования претерпела уже 2 выпуска и признана бестселлером 2006 года. Есть и еще один опыт, заимствованный у нас. За рубежом сеть центров Открытого университета состоит из собственных подразделений. А мы создали более гибкую сеть, состоящую из независимых организаций. Сегодня даже в буклете Открытого университета отражено, что российский опыт с успехом используется по всему миру».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
1098
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
573
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
579
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
522