0
1698
Газета Образование Интернет-версия

25.05.2010 00:00:00

Учитель как барьер

Тэги: образование, школа, реформа


образование, школа, реформа Утверждение, что хороший учитель все может объяснить на пальцах, не всегда верно.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

На заседании комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ лорд Майкл Барбер представил доклад «Как хорошие образовательные системы могут стать еще лучше». Известный консультант, в прошлом помощник премьер-министра Великобритании, автор книг по образованию, много путешествующий по миру, уверен, что Россия занимает высокие позиции в международном рейтинге мировых систем образования.

Ведущие страны глубоко продвинулись в вопросах образования, если сегодня уже доросли до сравнивания своих образовательных систем. И даже успели понять, что это необходимо всем для дальнейшего продвижения вперед, заметил в своем выступлении Майкл Барбер. И обозначил основную проблему образования большинства стран в том, что, меняя образовательную систему, они не меняют методику преподавания.

Информационно-коммуникативные технологии изменили мир. Они изменили и роль образования в мире, сделав его фактически посредником между обществом и поставщиками информации. Не все осознают это до конца, уверен докладчик.

В школы идут огромные инвестиции. Вкладываются большие деньги в технологии, но это существенным образом не меняет систему образования. Потому что учителя все те же и делают они все то же. Это проблема общая для всех стран. Даже в странах, занимающих первые места в рейтинге образовательных систем, только 30% учителей работают с цифровым контентом. Многие учителя так и не понимают, как технологии могут помочь им.

В РФ преподаватели хорошие, считает Майкл, поэтому они и рассуждают так: а зачем меняться? Но┘ с помощью электронной доски, если ее использовать в полной мере, можно по ходу урока демонстрировать отрывки из спектаклей, останавливая действие. Транслировать текст, выделяя нужные места в нем. Это только малые возможности доски, а всего по 18 устройствам, которые уже сегодня применяют в школах в Великобритании, можно строить урок исходя из индивидуальных возможностей каждого ученика.

Таким образом, не теряется мотивация у школьников, и учитель работает не только с пятью учениками, как везде и часто это случается, но и со всеми остальными подопечными тоже. В РФ, отмечает Майкл Барбер, мотивация приходит к ученику после того, как его похвалили. Значит, нужно хвалить за каждый даже малый успех, а не ругать бесконечно за любые провинности.

Основной барьер в продвижении технологий в школе – сам учитель и директор школы. Выполнив указ сверху и заполнив кабинеты компьютерами, директора считают, что на этом компьютеризация школ закончилась. Если директор школы не заинтересован, не знает, как продвинуться в решении того или иного вопроса, и не умеет руководить – дело не сдвинется с мертвой точки.

И это касается не только новой техники, но и применимо к кадровой политике тоже. За рубежом во время кризиса многие школы укрепили свой учительский состав. И помогли им в этом агентства по трудоустройству. Агенты стояли у ворот крупных корпораций, где проходили массовые увольнения, и приглашали специалистов на собеседование. Конечно, уволить плохого учителя всегда трудно. За учителей горой стоят профсоюзы. В Нью-Йорке дошли до того, что решили платить плохим учителям, но не допускать их до работы. И в школах появились так называемые резиновые комнаты, где учителя просто проводят время и ничего не делают.

Есть и другие технологии привлечения лучших преподавателей в школы. Есть опыт, когда учителей принимали на так называемый новый контракт. Высокая зарплата учителю – в обмен на то, что на его урок будут постоянно приходить и оценивать. Молодые учителя охотно идут на это.

Конкурс должен существовать не только для учителей, но и для директоров школ. Резкого роста качества образования можно достигнуть в таком случае тоже буквально за три–пять лет работы.

Проблема систем образования в том, что чиновники, принимая законы, уверены, что на 90% качество образовательных систем зависит именно от принятия ответственных решений. С такой ситуацией столкнулось, по мнению автора доклада, правительство США, посчитав, что главное в реформах – это принять правильные законы в области образования. И это главная ошибка, на 90% все зависит от реализации предполагаемых мер.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
992
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
1183
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
933
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
1126

Другие новости