0
6305
Газета Образование Интернет-версия

23.01.2015 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Вузы предлагается развести по секторам

Наталья Савицкая
Обозреватель «Независимой газеты»

Об авторе: Наталья Михайловна Савицкая – обозреватель «НГ»

Тэги: гайдаровский форум, школьное образование, вуз


гайдаровский форум, школьное образование, вуз Фото сайта Гайдаровского форума

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ и Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара провели очередной Гайдаровский форум-2015. Тема форума была выбрана такая: «Россия и мир: новый вектор». В поисках новой экономической модели для России пристально взглянули и на образование.

Несмотря на наличие большого числа экспертов, деятелей науки и культуры панельные дискуссии и круглые столы на Гайдаровском форуме не дали новых интересных идей. Скорее они показали, что существуют разные группы экспертов, которые исследуют свои, сугубо им интересные темы. Они варятся в этом своем соку и оттого малопродуктивны.

Приведу простой пример. Панельная дискуссия «Культура для образования или образование для культуры». Темы для обсуждения: «Что первично: культура или образование?», «Образование как способ исследования самого себя и окружающего мира», «Творчество как основа существования человека», «Роль культуры и образования» и т.д.

В дискуссии принимали участие деятели культуры и ни одного представителя образования. Во время дискуссии много говорилось о свободе творчества. О том, что взаимосвязь образования и культуры сводится к воспитанию молодого поколения. Не спорю, суждения оригинальные. Так, по мнению театрального режиссера Константина Богомолова, «воспитание в молодом, юном существе интереса к чужой личности, ее странности, необычности создает и воспитывает в обществе уважение к чужой собственности, к чужому высказыванию в области политики».

Чуть позже проходила другая дискуссия о том, что глобальный рынок образования, развитие робототехники и автоматизация «высвобождают» большое количество кадров. Что делать с «лишними людьми» в этой ситуации? Какие новые отрасли могут стать точками применения кадровых ресурсов в будущем? И так далее. В дискуссии принимают участие представители Агентства стратегических инициатив, представители Общественной палаты Российской Федерации, чиновники и разработчики проектов. И опять – ни одного представителя образования и культуры.

Для обсуждения темы школьного образования приглашается своя «тусовка», состоящая из директоров школ, руководителей образования в регионах и т.д. При этом темы тоже звучат довольно любопытно. Например: «Единство образовательного пространства общего образования: реальные и мнимые скрепы».

Думается, уникальность форума в том и должна состоять, чтобы разрушить кулуарность обсуждения тем, важных для государства. А для этого все локальные группы экспертов должны как минимум перемешаться. Без этого получается, что все время встречаются в разных местах одни и те же люди, которые давно уже сказали друг другу все. Они наизусть знают, что скажет их сосед. Поэтому едва ли приходится ожидать от таких дискуссий какого-то нового или неожиданного поворота мыслей или новых идей.

Структурировать те процессы, которые проходят в образовании, удается не всем. Но есть эксперты, которых чаще всего цитируют журналисты благодаря именно этому качеству. Так, ректор НИУ «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов выступил на Гайдаровском форуме в рамках дискуссии о доступности и качестве высшего образования. В своем выступлении он выделил и логически обосновал деление высшей школы на три сектора.

Первый – исследовательские университеты, где учатся 15–20% студентов. И этот сектор, в котором сейчас работают примерно 50 вузов, увеличивать не нужно. Этим вузам важно компенсировать валютные риски, возникшие у них. Ведь все они работают на глобальных образовательных рынках и призваны обеспечивать международную мобильность.

Второй сектор, по мнению ректора ВШЭ, – вузы, главная задача которых обеспечивать функционирование экономики. Количество студентов в них должно быть увеличено с 25–30 до 50%. До половины контингента этих вузов – примерно 1 млн человек в 2020 году – должны учиться по программам прикладного бакалавриата.

И третий сектор – вузы, дающие общее (свободное) высшее образование. Они выпускают бакалавров гуманитарных или естественных наук, прошедших социализацию, но не получивших конкретную профессию. Такие вузы могли бы, по мнению Ярослава Кузьминова, широко использовать онлайн-курсы, созданные и поддерживаемые ведущими университетами. А онлайн-курсы смогли бы удешевить высшее образование для своих студентов.

Разумеется, дискуссии на форуме о судьбе образования не ограничивались вышеперечисленными, но ярких идей было немного.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
485
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
263
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
286
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
256