0
2909
Газета Образование Интернет-версия

19.10.2017 00:01:00

Дети, вам помочь?

Антон Зверев

Об авторе: Антон Олегович Зверев – кандидат педагогических наук.

Тэги: учителя, образование, ученики, помощь, знания, воспитание, ценности


учителя, образование, ученики, помощь, знания, воспитание, ценности Фото пресс-службы Президента РФ

Недавно классные руководители встречались с президентом Владимиром Путиным. Во вступительной речи он сказал, что пуще образования (в смысле: «общей образованности») ценит и уважает в согражданах воспитание (в смысле патриотизма и т.п.). «Получить знания – это непросто, современные особенно. И все-таки знание вторично по отношению к воспитанию человека: как он относится к себе, к семье, к родине. Все это – фундаментальные ценности», – отметил Путин.

В Кремле никто из педагогов не нашел в словах главы государства повода для полемики. Но откроем закон «Об образовании в РФ». На первой же странице: «Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом». Единый. Обучение и воспитание в свете закона равноценны – две стороны одной медали.

Вот и министр образования Ольга Васильева не устает повторять, что обучение и воспитание – братья-близнецы. На днях в интервью телеканалу Russia Today вновь напомнила: «Образование – это обучение и воспитание, это дуализм, который трудно разорвать, кто бы что ни говорил».

Само собой, в кремлевском зале, где шла встреча с педагогами, была и Ольга Васильева. Сидела по правую руку от Владимира Путина, но уточняющую справку по закону (прямую цитату) приводить не стала. Не сочла необходимым?

Парадокс. То есть теорию политик знает, а вот насчет практики... Что за напасть? В самый ответственный момент, когда в твоих руках, казалось бы, сама судьба Истории, – отбой. Древние говорили: «Пусть гибнет мир, но торжествует закон». Дикий народ. У нас в приоритете не закон, а его потребитель и заказчик. Может, поэтому министр и промолчала?

И ладно. Слово передают Екатерине Николаевне Березиной, учителю «Лицея Бауманского» из Йошкар-Олы. Хочу, говорит она, поделиться опытом реализации одной хорошо известной и необычайно результативной системы – методикой общей заботы Игоря Петровича Иванова.

Для тех, кто не в курсе. Профессора Игоря Иванова, основавшего в 1959 году в Ленинграде Фрунзенскую коммуну, знает сегодня весь педагогический мир. По его идеологии «Каждое дело – творчески!» работают учителя в Финляндии, Японии. Воспитанниками его системы считают себя – или являются ими по факту – такие замечательные наши соотечественники, как писатель Симон Соловейчик, педагог Александр Тубельский, композитор Александра Пахмутова…

Дальше цитирую по стенограмме.

«Е. Березина: Было время, когда от этой методики пытались нас увести. Но время показало, что это очень актуально (…).

В. Путин: Ольга Юрьевна, а что, вот эти методики были изъяты, что ли, официально?

О. Васильева: Нет, они не были изъяты. Они на какое-то время были немножко забыты. …А потом к ним просто возвращаются; идеология очень простая – забота о детях и воспитание человека».

А если конкретнее? В чем, как говорится, тут фишка и каковы результаты применения этого ноу-хау на практике? Открыл Интернет, нашел сайт того самого лицея. Вот, например, что рассказывает его ученица Татьяна Александрова о поездке 11-го лицейского класса в Санкт-Петербург на коммунарские сборы.

«Что поразило больше всего? Вечерние коллективные творческие дела (КТД) изобретались на лету. Созывался совет дела, представители от городов придумывали концепцию, задания отрядам, связки между выступлениями. И дело шло! «Вечер сюрпризов», «Креатив-шоу», «Коридор желаний»… Это был наш экспромт. Да, но ведущими и организаторами на сборе тоже были мы. Сами по очереди готовили завтраки, обеды и ужины на всех. Это было невероятно!»

Вот вам и «забота о детях»: оказывается, они и сами о себе уже готовы позаботиться. Даже кулинарией овладели. Где же их воспитатели? Куда смотрят, чем занимаются?

Занимаются поддержкой. Не воспитывают и не учат, а поддерживают юных «коммунаров». Это особое искусство, подкрепленное в нашем отечестве еще и основательной идеологией – концепцией педагогической поддержки ребенка в образовании. «Прежде чем поддержать, спросите, а нужна ли человеку помощь или он решит свои проблемы сам?» – говорил отец этой теории Олег Семенович Газман.

В 1960-е годы, во время руководства воспитательной работой во Всероссийском лагере ЦК ВЛКСМ «Орленок», ему вместе с вожатыми-единомышленниками удалось зажечь коммунарской идеей тысячи школ страны. Там же, в «Орленке», ее цепко впитали и ученики педагога-новатора В.А. Караковского, а по возвращении в Челябинск обратили школьного директора в свою веру. Из уст и сердца Караковского в 1980-е годы ее переняли педагоги из Йошкар-Олы.

Видимо, спрос на эту методику будет расти и дальше, ведь классическая наука о воспитании изжила себя. Детям нужна поддержка и свободное развитие. «Эта задача разрешима только при одном условии: если их гарантированно поддержит Служба профессиональных освобожденных (от уроков) классных воспитателей, особо прописанная в законе «Об образовании» – с первых же строк, прямо в преамбуле. Допустим, так: «Образование – это единый целенаправленный процесс воспитания, обучения и педагогической поддержки», – писал Газман в личном письме на имя крупного чиновника. Увы! Это письмо так и осталось на его столе, он не успел поставить точку…

Но знал, что говорил. Ведь из «Орленка» Газмана выбросили в 1966-м именно за «воспитание». Громя центр коммунарского инакомыслия, чиновники негодовали: «В лагере методично отдается предпочтение воспитанию у ребят таких качеств, как доброта, и мало уделяется внимания воспитанию гражданственности, патриотизма».

Круг замкнулся. Мы хотим дежавю?



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
712
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
940
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
773
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
627

Другие новости