0
3409
Газета Образование Печатная версия

18.11.2020 18:45:00

На Профессорском форуме предложили корректировки в нацпроекты "Образование" и "Наука"

Ученый из Кургана ничем не отличается от ученого из Москвы

Тэги: профессорский форум, нацпроекты, образование, наука


профессорский форум, нацпроекты, образование, наука Ярослав Кузьминов: «Присутствие России на глобальном рынке науки и высшего образования значительно и продолжает расти». Кадр из трансляции Профессорского форума – 2020 «Национальные проекты и профессорское сообщество»

В столице при поддержке Минобрнауки РФ сегодня завершает работу ежегодный третий Профессорский форум – 2020 «Национальные проекты и профессорское сообщество». Форум организован Российским профессорским собранием. Задача мероприятия – переосмыслить роль и задачи научной элиты России в высшей школе в условиях новых вызовов.

В Профессорском форуме участвуют более 3 тыс. ведущих экспертов в сфере образования и науки, они очно и онлайн рассуждают об актуальных проблемах российского образования и науки. Общая тема дискуссии – «Национальные проекты и профессорское сообщество». В программе форума приняли участие федеральные министры и ректоры ведущих вузов, ученые.

Уже прошли занятия по секциям, круглые столы, где, в частности, успели обсудить роль медиа и социальных коммуникаций в продвижении российской науки, задачи частных университетов в реализации нацпроектов «Наука» и «Образование».

Состоялось и пленарное заседание. Его открыл председатель наблюдательного совета Российского профессорского собрания (РПС), председатель Высшей аттестационной комиссии Владимир Филиппов. А первый заместитель министра просвещения Дмитрий Глушко напомнил собравшимся о корректировке национального проекта «Образование». Целевая установка этого нацпроекта – вхождение РФ до 2024 года в число 10 стран мира с наиболее развитой системой общего образования.

Министр экономического развития РФ Максим Решетников напомнил, что и в нацпроекте «Наука» многое что делается. Например, увеличено финансирование проекта. На его выполнение предусмотрено 350 млрд руб. Проект ориентирован на инновационную деятельность в регионах, поддержку исследований искусственного интеллекта, на молодых ученых, создание научно-технологических центров.

Национальный проект «Наука» также имеет горизонт до 2024 года. Россия должна войти в пятерку ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки, увеличить внутренние затраты на исследовательскую деятельность, стать привлекательной страной для отечественных и зарубежных ученых.

А вот председатель совета ассоциации «Глобальные университеты», ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов несколько скептически оценивает шансы страны успеть к положенному сроку. Наука, в том числе и вузовская, во многом зависит от уровня экономического развития, подчеркивает Кузьминов. Россия, напомнил Ярослав Кузьминов, представляет собой 3–4% мировой экономики и в такой же мере участвует в мировых научных и технологических фронтирах. Расширение присутствия в них критически важно, потому что в противном случае страна будет не просто отставать, но может стать объектом технологического шантажа. Именно университеты являются центрами концентрации интеллектуального капитала и подготовки научных кадров в каждой национальной системе, считает ректор Высшей школы экономики.

И в этом отношении Россия стала ближе к глобальной мировой тенденции по сравнению с последними годами советской власти, когда вузовская наука была слабее, чем отраслевая и академическая. Ситуация поменялась благодаря перемещению научных кадров в вузы. Ведущие университеты (по разным оценкам, их от 25 до 50) стали полноценными участниками глобальной повестки развития науки и образования. Через них наша страна получает доступ к современным технологиям и современным научным достижениям на этапе их разработки.

«Прогресс этой группы университетов очень значителен – за 10 лет мы совершили рывок, на который Китаю потребовалось 25 лет, – заявил Кузьминов. – Сегодня присутствие России на глобальном рынке науки и высшего образования значительно и продолжает расти. Это, безусловно, наше достижение. Но в какой степени технологии, которые мы разрабатываем, и научные фронтиры имеют отображение в технологиях, поступающих на наши предприятия, в решениях, которые применяются в реальной жизни?» И это действительно вопрос.

По мнению ректора ВШЭ, группа, состоящая примерно из 100–150 вузов, дающих устойчивое, востребованное образование, должна быть единой и уметь наладить взаимодействие с реальным сектором экономики. Необходимо восстановление присутствия университетов в каждом регионе России. Сегодня университеты с сильными научными и профессиональными школами сосредоточены, по пессимистической оценке, в семи регионах, а по оптимистической – плюс еще в четырех-пяти регионах. И этого явно недостаточно. «Нельзя считать, что в Тамбове и Кургане профессора другие, нежели в Москве, – качество и креативность коллег везде одинаковы», – считает Кузьминов.

Государство должно обеспечить всем вузам достаточную информационную базу. То есть доступ к цифровым библиотекам. Это для исследователей так же важно, как и доступ к приборам. И на это понадобится несколько миллиардов рублей в год. Нужны центры коллективного пользования и удаленного доступа к приборной базе, позволяющие проводить эксперименты в удаленном режиме. Эти меры помогут российским профессорам эффективно развиваться – преподавать и проводить научные исследования.

Кстати, на форуме прозвучали выступления ректора Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Андрея Рудского и ректора Национального исследовательского университета ИТМО Владимира Васильева. Они как раз отметили быстрое устаревание цифровых технологий, требующее постоянной работы над их обновлением, которую могут осуществить только научные кадры высшей квалификации. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Спор цифровых и аналоговых "аборигенов"

Спор цифровых и аналоговых "аборигенов"

Злата Савицкая

В будущем лидером станет тот, кто лучше сумеет мотивировать подрастающее поколение на получение знаний

0
2095
19-летний "подросток" с гладкоствольным ружьем. Очередной тихий убийца как продукт деградации школьной системы

19-летний "подросток" с гладкоствольным ружьем. Очередной тихий убийца как продукт деградации школьной системы

Наталья Савицкая

Андрей Ваганов

1
2576
En+ Group поддержит молодых региональных медиков

En+ Group поддержит молодых региональных медиков

Владимир Полканов

Компания запустила целевую программу для ординаторов в Сибири и на Урале

0
1212
Уроки выживания села и сельской школы

Уроки выживания села и сельской школы

Как связаны усыновление детей и сохранение малых населенных пунктов

0
2277

Другие новости

Загрузка...