Произведенные в 2025 году изменения позволят противостоять нелегальному майнингу. Фото Reuters
После принятия в 2024 году законодательства по майнингу криптовалюта в России была легализована. Это привело к стремительному росту майнинга. По некоторым оценкам, совокупная мощность ферм достигла 2,5 ГВт (по другим оценкам – до 11 ГВт), что составляет несколько процентов пиковой потребляемой мощности в Единой энергосистеме (около 170 ГВт, по данным Системного оператора). Россия считается одной из крупнейших стран мира по объемам добычи криптовалют.
Поэтому в 2025 году законодатели разработали ряд дополнений к закону 2024 года, изменения вступят в силу в 2026 году. Тогда в России продолжится легализация майнинга с ужесточением контроля: ожидаются штрафы за нелегальную деятельность и прием криптовалюты в оплату с марта, вводятся дифференцированные тарифы на электроэнергию, сохраняются региональные запреты и ограничения, а майнеры обязаны регистрироваться, платить налоги (НДФЛ – 13/15%) и следить за лимитами энергопотребления (6000 кВт-ч для физлиц), а также готовиться к мониторингу со стороны правительства. Ключевые законодательные изменения казались такими. Во-первых, с 1 марта 2026 года вступят в силу штрафы до 2 млн руб. за незаконный майнинг и расчеты в криптовалюте, возможна конфискация активов. Проекты законов уже готовятся. Во-вторых, физические лица будут платить платят НДФЛ 13% (15% свыше 2,4 млн руб.) с дохода от добычи. Им потребуется подача деклараций 3-НДФЛ. В-третьих, запреты на майнинг будут действовать в ряде республик (Дагестан, Ингушетия, Чечня и др.). В Сибири уже введены временные ограничения - с 15.11.25 по 15.03.26. В четвертых, определен лимит энергопотребления для физлиц в 6000 кВт-ч в месяц. Превышение требует регистрации как ИП/ООО. В-пятых, Минцифры и правительство внесли майнинг в план мониторинга, чтобы оценить эффективность норм и сделать отрасль прозрачной. Цель – вывести майнеров из серой зоны. В-шестых, центрам обработки данных с марта 2026 года запретят заниматься майнингом.
Все новые законодательные инициативы направлены в основном на борьбу с нелегальным или черным майнингом. В 2025 году он был особенно развит на Северном Кавказе и в регионах с дешевой электроэнергией, например в Иркутской области. Черный майнинг представляет собой использование краденой электроэнергии, а серый – майнинг без уплаты налогов в полном объеме. Можно выделить следующие виды серого майнинга:
– физические лица, потребляющие для майнинга электроэнергию свыше установленного лимита в 6 тыс. кВт-ч/мес.;
– физические лица, использующие множественные подключения. Например, несколько смежных земельных участков, на каждый из которых оформлено отдельное технологическое присоединение. К этой же группе можно отнести майнинг на объектах потребителей, получающих электроэнергию по тарифам для населения (в первую очередь это гаражные кооперативы);
– организации, которые оплачивают электроэнергию для майнинга по коммерческим ценам, но не уплачивающие налоги, связанные с майнингом.
Различие двух основных видов добычи криптовалют связано со следующими аспектами: уплата налогов, цена электроэнергии, нагрузка на энергосистему.
Очевидно, что черный и серый майнинг не предполагает уплаты налогов (помимо НДС в цене электроэнергии в случае серого майнинга). Цена электроэнергии для черного майнинга вообще нулевая – такая деятельность предполагает прямое воровство электроэнергии. Если в целом по стране доля коммерческих потерь (то есть воровства) в общем объеме потерь электроэнергии составляет 3%, то есть регионы, где эта доля достигает 50% (по данным Росстата).


